14.12.2010
- Ольга, Вы уже более 20 лет руководите церковным хором. Скажите все ли ваши певчие верующие?
- Все верующие. Спаси их, Господи. Может быть это от того, что мы живем в провинции. Жалование получаем скромное, а трудиться приходится много, особенно в великопостные дни. Вряд ли неверующий сможет выдержать такую нагрузку. Вообще, в древней церкви, да в дореволюционной России нельзя было даже подумать о том, что в Церкви могут петь неверующие люди. Сегодня же главный вопрос, который задается при трудоустройстве в хор – это музыкальное образование. Особенно это касается больших городов.
- В Вашем многоголосном хоре поют и без музыкального образования, хотя - если можно так сказать - репертуар сложный и очень большой. Скажите, с кем проще, с профессионалами или верующими послушниками?
- Вы знаете, у меня тоже нет специального музыкального образования, но Господь дал мне голос и слух. Раньше я бала далека от Церкви, пела с друзьями под гитару. Где-то лет двадцать тому назад, как-то вечером собрались на остановке. Я пела песню «Мой друг художник и поэт…» Вдруг подошел высокий мужчина с бородой. Попросил меня спеть еще что-нибудь. Я все что-то пела и пела… Моим слушателем и новым знакомым оказался регент Никольской церкви Дмитрий Павлович Брунько. Вместе с женой Татьяной Анатольевной он приехали в провинцию по окончании Санкт-Петербургской консерватории. Он – баянист, а жена – пианистка и теоретик. Потихоньку я стала петь на клиросе. Дмитрий Павлович и его жена занимались со мной. Постепенно я освоила ноты, партитуру, выучила ход службы… Дмитрий Павлович был рукоположен во диякона, а я стала регентом.
Конечно, всегда проще с верующими, смиренными и послушными людьми. С Божией помощью они способны выучить свои партии, петь благоговейно и чисто. Невоцерковленные певчие часто амбициозны, требовательны, скандальны, раздражительны, нетерпеливы, хотя и поют сразу с листа. Не все способны выдерживать многочасовое пение. Двери храма перед такими людьми закрываются, бывает, что навсегда. В нашем хоре 14 человек. За последние два года ситуация поменялась – больше половины из них имеют музыкальное образование, остальные – поют более 20 лет. Если разучиваем новое произведение, непрофессионалы берутся за дело с молитвой и большим старанием. Слава Богу, все идет хорошо.
- Скажите, а что бы Вы могли посоветовать человеку, который не имеет специального образования, но очень желает петь в храме?
- Вспомним историю святого Романа Сладкопевца. Он жил в V веке. Его, музыкально неграмотного человека, церковные певцы не любили за то, что святой Патриарх дал ему такое же жалование, как и профессиональным певчим великолепного константинопольского собора Святой Софии. Певчие насмехались над ним, потешались. Но Пресвятая Богородица утешила его. За смирение ему был дан божественный дар вдохновенного гимногрофа. Роману Cладкопевцу принадлежит множество канонов, кондаков и тропарей, которые до сего дня украшают православное богослужение.
Во все времена были наемники и сыны Божии. Те, для кого пение в храме является только средством существования, и те, для кого это возвращение Господу данного им таланта. Бывает, по милости Божией, что работа в храме приводит к живой вере. Если человек всем существом стремиться к Богу, хочет послужить ему, то ВСЕ ВОЗМОЖНО ВЕРУЮЩЕМУ.
Певчие исполняют ангельское служение. Прообразом их пени является небесное славословие воинств Божиих. Поэтому особенно важно, чтобы певчие не забывали о высоте и ответственности их равноангельского послушания. Подсознательно это чувствует всякий певчий, даже неверующий.
- Ольга, а Ваши певчие разговаривают между паузами?
- Пропеть всю службу, особенно всенощное полиелейное бдение, - не только тяжелый труд, но и духовный подвиг. Для человека невоцерковленного подвиг кроется в напряжении от пения непонятных и внутренне чуждых ему слов. А для церковного человека певческое послушание является подвигом потому, что при пении невозможно сосредоточиться на молитве: иначе можно сбиться. В некоторых храмах существует спасительная практика, которая помогает достойно выйти из молитвенных трудностей. Регент просит перед Богослужением прочесть тексты тех песнопений, которые будут звучать, и задать вопросы, если что-то непонятно. Потому что в большинстве случаев, увы, певчие, не знают церковнославянского языка. Поют по нотам, не вникая в то, что поют. В идеале с певчими надо бы проводить специальные катехизаторские занятия, изучать Закон Божий. Например, они поют ирмосы с ветхозаветными сюжетами и не знают, о ком идет речь. Многое зависит в данном случае от регента и настоятеля храма. Известны случаи, когда именно в таких хорах воспитываются священники, монахи и монахини.
- Как Вы относитесь к концертной деятельности церковных хоров?
- Вряд ли уместен протест против концертов как таковых. Но когда поют со сцены молитвы Евхаристического канона, на мой взгляд, совершается кощунство. Всегда нужно бояться переступить черту. Не редки случаи, когда долготерпение Божие пресекается по отношению к людям, которые забывают, где они предстоят, что поют, и главное, Кому поют. Таких людей постигают внезапные бедствия. Надо быть очень осторожным и в словах и в делах. Давайте вспомним, что говорится в житиях и поучениях святых отцов о монастырском клиросном послушании. Строго наказывались те, кто начинал превозноситься своим талантом, кто любовался собственным голосом. Наоборот, подвижники Божии подчас специально начинали фальшивить, когда их возвышали за выдающиеся вокальные данные. «Сыне, даждь Мне твое сердце» - первый призыв Бога к нам. А потом уже - голос, ум, таланты и труды.
Беседовала Татьяна Филипова
Поделиться новостью в соц сетях:ПЕВЧИЕ ИСПОЛНЯЮТ АНГЕЛЬСКОЕ СЛУЖЕНИЕ: Беседа с регентом Ольгой Филиной
- Ольга, Вы уже более 20 лет руководите церковным хором. Скажите все ли ваши певчие верующие?
- Все верующие. Спаси их, Господи. Может быть это от того, что мы живем в провинции. Жалование получаем скромное, а трудиться приходится много, особенно в великопостные дни. Вряд ли неверующий сможет выдержать такую нагрузку. Вообще, в древней церкви, да в дореволюционной России нельзя было даже подумать о том, что в Церкви могут петь неверующие люди. Сегодня же главный вопрос, который задается при трудоустройстве в хор – это музыкальное образование. Особенно это касается больших городов.
- В Вашем многоголосном хоре поют и без музыкального образования, хотя - если можно так сказать - репертуар сложный и очень большой. Скажите, с кем проще, с профессионалами или верующими послушниками?
- Вы знаете, у меня тоже нет специального музыкального образования, но Господь дал мне голос и слух. Раньше я бала далека от Церкви, пела с друзьями под гитару. Где-то лет двадцать тому назад, как-то вечером собрались на остановке. Я пела песню «Мой друг художник и поэт…» Вдруг подошел высокий мужчина с бородой. Попросил меня спеть еще что-нибудь. Я все что-то пела и пела… Моим слушателем и новым знакомым оказался регент Никольской церкви Дмитрий Павлович Брунько. Вместе с женой Татьяной Анатольевной он приехали в провинцию по окончании Санкт-Петербургской консерватории. Он – баянист, а жена – пианистка и теоретик. Потихоньку я стала петь на клиросе. Дмитрий Павлович и его жена занимались со мной. Постепенно я освоила ноты, партитуру, выучила ход службы… Дмитрий Павлович был рукоположен во диякона, а я стала регентом.
Конечно, всегда проще с верующими, смиренными и послушными людьми. С Божией помощью они способны выучить свои партии, петь благоговейно и чисто. Невоцерковленные певчие часто амбициозны, требовательны, скандальны, раздражительны, нетерпеливы, хотя и поют сразу с листа. Не все способны выдерживать многочасовое пение. Двери храма перед такими людьми закрываются, бывает, что навсегда. В нашем хоре 14 человек. За последние два года ситуация поменялась – больше половины из них имеют музыкальное образование, остальные – поют более 20 лет. Если разучиваем новое произведение, непрофессионалы берутся за дело с молитвой и большим старанием. Слава Богу, все идет хорошо.
- Скажите, а что бы Вы могли посоветовать человеку, который не имеет специального образования, но очень желает петь в храме?
- Вспомним историю святого Романа Сладкопевца. Он жил в V веке. Его, музыкально неграмотного человека, церковные певцы не любили за то, что святой Патриарх дал ему такое же жалование, как и профессиональным певчим великолепного константинопольского собора Святой Софии. Певчие насмехались над ним, потешались. Но Пресвятая Богородица утешила его. За смирение ему был дан божественный дар вдохновенного гимногрофа. Роману Cладкопевцу принадлежит множество канонов, кондаков и тропарей, которые до сего дня украшают православное богослужение.
Во все времена были наемники и сыны Божии. Те, для кого пение в храме является только средством существования, и те, для кого это возвращение Господу данного им таланта. Бывает, по милости Божией, что работа в храме приводит к живой вере. Если человек всем существом стремиться к Богу, хочет послужить ему, то ВСЕ ВОЗМОЖНО ВЕРУЮЩЕМУ.
Певчие исполняют ангельское служение. Прообразом их пени является небесное славословие воинств Божиих. Поэтому особенно важно, чтобы певчие не забывали о высоте и ответственности их равноангельского послушания. Подсознательно это чувствует всякий певчий, даже неверующий.
- Ольга, а Ваши певчие разговаривают между паузами?
- Пропеть всю службу, особенно всенощное полиелейное бдение, - не только тяжелый труд, но и духовный подвиг. Для человека невоцерковленного подвиг кроется в напряжении от пения непонятных и внутренне чуждых ему слов. А для церковного человека певческое послушание является подвигом потому, что при пении невозможно сосредоточиться на молитве: иначе можно сбиться. В некоторых храмах существует спасительная практика, которая помогает достойно выйти из молитвенных трудностей. Регент просит перед Богослужением прочесть тексты тех песнопений, которые будут звучать, и задать вопросы, если что-то непонятно. Потому что в большинстве случаев, увы, певчие, не знают церковнославянского языка. Поют по нотам, не вникая в то, что поют. В идеале с певчими надо бы проводить специальные катехизаторские занятия, изучать Закон Божий. Например, они поют ирмосы с ветхозаветными сюжетами и не знают, о ком идет речь. Многое зависит в данном случае от регента и настоятеля храма. Известны случаи, когда именно в таких хорах воспитываются священники, монахи и монахини.
- Как Вы относитесь к концертной деятельности церковных хоров?
- Вряд ли уместен протест против концертов как таковых. Но когда поют со сцены молитвы Евхаристического канона, на мой взгляд, совершается кощунство. Всегда нужно бояться переступить черту. Не редки случаи, когда долготерпение Божие пресекается по отношению к людям, которые забывают, где они предстоят, что поют, и главное, Кому поют. Таких людей постигают внезапные бедствия. Надо быть очень осторожным и в словах и в делах. Давайте вспомним, что говорится в житиях и поучениях святых отцов о монастырском клиросном послушании. Строго наказывались те, кто начинал превозноситься своим талантом, кто любовался собственным голосом. Наоборот, подвижники Божии подчас специально начинали фальшивить, когда их возвышали за выдающиеся вокальные данные. «Сыне, даждь Мне твое сердце» - первый призыв Бога к нам. А потом уже - голос, ум, таланты и труды.
Беседовала Татьяна Филипова
...<-назад в раздел