Библиотека
«Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум» (Пс. 48, 4)
Сими словами псалмопевец приглашает людей внимать учению о великой мудрости, которую возглаголют его уста от избытка сердца, проникнутого убеждением в истине этого учения. Эти же слова псалмопевца, изрекающего премудрость, в церковных службах в честь святителей вообще и трех вселенских святителей в частности, прилагаются к ним, как учителям духовной мудрости, изрекаемой их устами в назидание всем. Особенно это надобно сказать о трех вселенских святителях, сегодня совокупно празднуемых.
Преосвященный Петр привлек к участию в службах народ. В малые праздники служба продолжалась около пяти часов, в воскресные дни – шесть часов, а в двунадесятые праздники – семь, то есть с пяти часов вечера до полуночи. Иногда он служил всенощные всю ночь. Несмотря на столь продолжительные богослужения и самое простое пение, храм всегда был полон народа. Особенно Владыка любил Псалтирь. Как-то раз его пригласили служить в один из храмов и на всенощной почти полностью пропустили кафизмы. Епископ Петр подозвал настоятеля и сказал ему: «Почему ты не любишь царя Давида? Люби царя Давида!» Панихиды епископ всегда служил полностью, по уставу, с семнадцатой кафизмой, без всяких сокращений. «Кто отслужит по мне такую панихиду?» – вопрошал он. Когда ему приходилось кого-нибудь отпевать, то он служил без малейшей поспешности. Владыка говорил своему келейнику: «Во всем твой Петр грешен, только устава никогда не нарушал».
«Изменять без ума Божественные изречения и уставы, утвержденные древними, есть признак явной дерзости и повреждения ума; ибо они не могут подлежать точному исследованию человеческого ума, и то, чтобы объяснить их без всякого стеснения, обыкновенно, предает вечному огню».
Братия! Так, благоговея пред Богом и питая в душе заповеданную Господом любовь к ближним, все мы должны друг другу делать добро, кто какое может, к взаимному утешению и назиданию и во славу Божию. Сохраните же в памяти апостольское наставление, и последуйте ему: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Жизнь св. Татианы научает нас той отрадной истине, что существует высший мир ангелов, которые по воле Божией посылаются на служение человеку, охраняют его от зла и утешают его среди бедствий.
«Я вас, братия, спрашиваю: где же у вас эта новая жизнь? Гниение, разложение... А люди? Как они живут? Они живут, зараженные ужасными болезнями; это - больные люди. Все они на 99% только называются христианами и живут, не имея никакого представления об этой обновленной жизни. И я, как последний сомневающийся скептик, спрашиваю: где же эта новая жизнь? Есть она или нет?»
Современные люди любят говорить, когда напоминают им о подвигах духовных, что и без последних можно быть христианином по настроению. Но разве о том, что могли мы сделать, спросит нас всеправедный Судия, когда предстанем на Суде? <...>
Да не расслабят сердец ваших голоса людей, презирающих и смеющихся над молитвою и другими духовными подвигами, да не вселят в сердца ваши гибельного сожаления о том, что отказались вы от суетных утех мира ради подвига молитвенного! «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12, 32), «дерзайте убо, дерзайте, людие Божии», как любил воспевать преподобный Серафим.
Творец времен сподобил нас, дорогие братья и сестры, и еще увидеть новый по счету год, который по делам нашим и нашим старым привычкам опять будет старым и ветхим. Только святая, добродетельная жизнь, соединенная с всегдашним покаянием, обновляет человека на всякий день. И это потому, что в каждом человеке есть семя и зародыш тления – грех, унаследованный от грешных предков, который непрестанно, хотя иногда незаметно, тлит все существо человека.
Когда император Максимиан, желавший искоренить веру Христову, узнал, что множество христиан собралось в обширном никомидийском храме, в навечерии праздника Рождества, то велел окружить храм. Христианам предложили: или умереть, или принести жертву идолам, но они отвечали, что «не боятся смерти». Тогда он приказал зажечь храм, и все бывшие в храме христиане, числом 20.000, мучениками скончались в огне. Это было в 302 г. по Рождестве Христовом. Вот как древние числом 20.000 с радостью приняли огненную смерть, чтобы только не разлучаться со Христом и не лишиться Вечной Жизни.
Вчера церковные песни прославляли Рожденного в вертепе и яслях, а ныне Виновницу радости нашей, Пресвятую Богородицу.
Праздник этот называется собором потому, что древние христиане имели обычай в этот день собираться в святые храмы для прославления Богоматери. В день собора верующих для прославления Пресвятой Девы Марии укажем главнейшия добродетели и совершенства, коими украшалась на земли Пресвятая Дева, не дерзая входить в самую глубину благодати на Ней почивавшей.
Дети в современных семьях зачастую проявляют не только признаки непослушания, своенравия, но явно ведут себя вызывающе по отношению не только ко своим родителям, но и ко всем старшим людям. В чем же секрет такого поведения, которое в корне противоречит заповеди Божией о почитании родителей и старших? Причины эти лежат не только в отсутствии должного воспитания, поскольку такое поведение у детей проявляется чуть ли не с самых первых сознательных шагов. Прп. Нил Мироточивый вскрывает главную причину — нарушение целомудренной жизни в период беременности женщины и вообще практики распущенной жизни в плане интимных отношений в семье, где перестают соблюдаться принятые установленные Духом Святым правила благочестия для семьи, брака. Мы вынуждены коснуться и этой темы, поскольку явление неуважения и непослушания к родителям, старшим стало приобретать столь обширный характер, что оно ставит под угрозу самого человека, его будущее.
... Свт. Спиридон явился правителю-латинянину в монашеских одеяниях и сказал: «Я просил тебя не беспокоить меня. Если ты посмеешь приступить к осуществлению своего замысла, ты об этом будешь сожалеть, но тогда будет уже слишком поздно».
Ужас охватывает меня, и в трепет прихожу я, как только стану припоминать, сколько грешил я от юности до сего часа...
...Насколько люди восхищаются величайшею заповедью Сына Божия о любви друг к другу, настолько они смущаются заповедными страданиями на земле для своего спасения. «В чем же тогда заключается искупление?» — вопрошают до сих пор многие христиане.
Восстань, душа, состарившаяся во грехах, и обновись покаянием. Из сокрушения и слез раствори себе лекарство и врачуй язвы падшаго в тебе образа. Воззови от сердца своего и открой беззакония свои, потому что Всеблагий щадит тебя, падшую. Возлюбила ты красоту, обманчивую и преходящую, погубила же свою красоту, дщерь света.
Если во многие праздники Божией Матери так хочется говорить и вспоминать о чудном Матернем Ее заступлении рода человеческого, то ныне, когда Она, чистейшая Дева, провождаемая «свещеносицами девами», как трилетствующая юница, входит в храм Господень, душа чувствует побуждение говорить и изображать чудную добродетель девства, которая столь Ее украсила и произрастила из себя прочие Ее добродетели, как тенистый лес - гору, Ее покрывшие и душу Ее как бы в «преиспещренную» (Пс. 44, 10) прекрасную одежду одевшие.
Восстань, душа, спавшая доныне в грехе, спеши отрясти свой сон и в покаянии ищи прибежища. Ежечасно проливай пред Студиею слезы сокрушения о гнусных делах твоих. Бездна мучений ожидает тебя за дела твои. Плачь о себе, чтобы Правдивый услыхал тебя и примирился с тобою.
Старец Паисий Святогорец рассказывал о следующем случае: «Как-то раз в скит пришёл священник. Увидев его, я не получил внутреннего извещения о том, что этот человек облечён Благодатью Священства. Беседуя с ним, я понял, что он католик, и строго сказал ему:
- Напяль на себя свой католический капюшон (катсула) и в таком виде ходи по монастырям...
Страница 361 - 380 из 603
Начало | Пред. | 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 | След. | Конец
Сими словами псалмопевец приглашает людей внимать учению о великой мудрости, которую возглаголют его уста от избытка сердца, проникнутого убеждением в истине этого учения. Эти же слова псалмопевца, изрекающего премудрость, в церковных службах в честь святителей вообще и трех вселенских святителей в частности, прилагаются к ним, как учителям духовной мудрости, изрекаемой их устами в назидание всем. Особенно это надобно сказать о трех вселенских святителях, сегодня совокупно празднуемых.
Преосвященный Петр привлек к участию в службах народ. В малые праздники служба продолжалась около пяти часов, в воскресные дни – шесть часов, а в двунадесятые праздники – семь, то есть с пяти часов вечера до полуночи. Иногда он служил всенощные всю ночь. Несмотря на столь продолжительные богослужения и самое простое пение, храм всегда был полон народа. Особенно Владыка любил Псалтирь. Как-то раз его пригласили служить в один из храмов и на всенощной почти полностью пропустили кафизмы. Епископ Петр подозвал настоятеля и сказал ему: «Почему ты не любишь царя Давида? Люби царя Давида!» Панихиды епископ всегда служил полностью, по уставу, с семнадцатой кафизмой, без всяких сокращений. «Кто отслужит по мне такую панихиду?» – вопрошал он. Когда ему приходилось кого-нибудь отпевать, то он служил без малейшей поспешности. Владыка говорил своему келейнику: «Во всем твой Петр грешен, только устава никогда не нарушал».
«Изменять без ума Божественные изречения и уставы, утвержденные древними, есть признак явной дерзости и повреждения ума; ибо они не могут подлежать точному исследованию человеческого ума, и то, чтобы объяснить их без всякого стеснения, обыкновенно, предает вечному огню».
Братия! Так, благоговея пред Богом и питая в душе заповеданную Господом любовь к ближним, все мы должны друг другу делать добро, кто какое может, к взаимному утешению и назиданию и во славу Божию. Сохраните же в памяти апостольское наставление, и последуйте ему: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Жизнь св. Татианы научает нас той отрадной истине, что существует высший мир ангелов, которые по воле Божией посылаются на служение человеку, охраняют его от зла и утешают его среди бедствий.
«Я вас, братия, спрашиваю: где же у вас эта новая жизнь? Гниение, разложение... А люди? Как они живут? Они живут, зараженные ужасными болезнями; это - больные люди. Все они на 99% только называются христианами и живут, не имея никакого представления об этой обновленной жизни. И я, как последний сомневающийся скептик, спрашиваю: где же эта новая жизнь? Есть она или нет?»
Современные люди любят говорить, когда напоминают им о подвигах духовных, что и без последних можно быть христианином по настроению. Но разве о том, что могли мы сделать, спросит нас всеправедный Судия, когда предстанем на Суде? <...>
Да не расслабят сердец ваших голоса людей, презирающих и смеющихся над молитвою и другими духовными подвигами, да не вселят в сердца ваши гибельного сожаления о том, что отказались вы от суетных утех мира ради подвига молитвенного! «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12, 32), «дерзайте убо, дерзайте, людие Божии», как любил воспевать преподобный Серафим.
Творец времен сподобил нас, дорогие братья и сестры, и еще увидеть новый по счету год, который по делам нашим и нашим старым привычкам опять будет старым и ветхим. Только святая, добродетельная жизнь, соединенная с всегдашним покаянием, обновляет человека на всякий день. И это потому, что в каждом человеке есть семя и зародыш тления – грех, унаследованный от грешных предков, который непрестанно, хотя иногда незаметно, тлит все существо человека.
Когда император Максимиан, желавший искоренить веру Христову, узнал, что множество христиан собралось в обширном никомидийском храме, в навечерии праздника Рождества, то велел окружить храм. Христианам предложили: или умереть, или принести жертву идолам, но они отвечали, что «не боятся смерти». Тогда он приказал зажечь храм, и все бывшие в храме христиане, числом 20.000, мучениками скончались в огне. Это было в 302 г. по Рождестве Христовом. Вот как древние числом 20.000 с радостью приняли огненную смерть, чтобы только не разлучаться со Христом и не лишиться Вечной Жизни.
Вчера церковные песни прославляли Рожденного в вертепе и яслях, а ныне Виновницу радости нашей, Пресвятую Богородицу.
Праздник этот называется собором потому, что древние христиане имели обычай в этот день собираться в святые храмы для прославления Богоматери. В день собора верующих для прославления Пресвятой Девы Марии укажем главнейшия добродетели и совершенства, коими украшалась на земли Пресвятая Дева, не дерзая входить в самую глубину благодати на Ней почивавшей.
Дети в современных семьях зачастую проявляют не только признаки непослушания, своенравия, но явно ведут себя вызывающе по отношению не только ко своим родителям, но и ко всем старшим людям. В чем же секрет такого поведения, которое в корне противоречит заповеди Божией о почитании родителей и старших? Причины эти лежат не только в отсутствии должного воспитания, поскольку такое поведение у детей проявляется чуть ли не с самых первых сознательных шагов. Прп. Нил Мироточивый вскрывает главную причину — нарушение целомудренной жизни в период беременности женщины и вообще практики распущенной жизни в плане интимных отношений в семье, где перестают соблюдаться принятые установленные Духом Святым правила благочестия для семьи, брака. Мы вынуждены коснуться и этой темы, поскольку явление неуважения и непослушания к родителям, старшим стало приобретать столь обширный характер, что оно ставит под угрозу самого человека, его будущее.
... Свт. Спиридон явился правителю-латинянину в монашеских одеяниях и сказал: «Я просил тебя не беспокоить меня. Если ты посмеешь приступить к осуществлению своего замысла, ты об этом будешь сожалеть, но тогда будет уже слишком поздно».
17.12.2012
КОГДА БОГ В СЕРДЦЕ. СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА КРЫМСКИЙ (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ). Слово в день памяти св. вмчц. Варвары
«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли; хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17, 26-27). Это очень глубокие слова, ибо Бога надо именно ощущать. В этом великое таинство богопознания.
Ужас охватывает меня, и в трепет прихожу я, как только стану припоминать, сколько грешил я от юности до сего часа...
13.12.2012
ИСТИННЫЙ ХРИСТИАНИН – ВСЕГДА ИСПОВЕДНИК. Слово в день памяти апостола Андрея Первозванного
Что вера без исповедания? Светильник под спудом, ничего не освещающий; мало сего, это светильник безъелейный, скоро погасающий. Ибо кто не хочет являть своей веры в словах и действиях своих, у того вера мертва, не оживлена истинною любовию к Тому, в Кого верует. Вера, любящая Господа, не может не говорить о Возлюбленном, не прославлять Его любви и благости, не славословить Его милосердия и человеколюбия, не благодарить Его щедрот и милости.
...Насколько люди восхищаются величайшею заповедью Сына Божия о любви друг к другу, настолько они смущаются заповедными страданиями на земле для своего спасения. «В чем же тогда заключается искупление?» — вопрошают до сих пор многие христиане.
Восстань, душа, состарившаяся во грехах, и обновись покаянием. Из сокрушения и слез раствори себе лекарство и врачуй язвы падшаго в тебе образа. Воззови от сердца своего и открой беззакония свои, потому что Всеблагий щадит тебя, падшую. Возлюбила ты красоту, обманчивую и преходящую, погубила же свою красоту, дщерь света.
Если во многие праздники Божией Матери так хочется говорить и вспоминать о чудном Матернем Ее заступлении рода человеческого, то ныне, когда Она, чистейшая Дева, провождаемая «свещеносицами девами», как трилетствующая юница, входит в храм Господень, душа чувствует побуждение говорить и изображать чудную добродетель девства, которая столь Ее украсила и произрастила из себя прочие Ее добродетели, как тенистый лес - гору, Ее покрывшие и душу Ее как бы в «преиспещренную» (Пс. 44, 10) прекрасную одежду одевшие.
Восстань, душа, спавшая доныне в грехе, спеши отрясти свой сон и в покаянии ищи прибежища. Ежечасно проливай пред Студиею слезы сокрушения о гнусных делах твоих. Бездна мучений ожидает тебя за дела твои. Плачь о себе, чтобы Правдивый услыхал тебя и примирился с тобою.
Старец Паисий Святогорец рассказывал о следующем случае: «Как-то раз в скит пришёл священник. Увидев его, я не получил внутреннего извещения о том, что этот человек облечён Благодатью Священства. Беседуя с ним, я понял, что он католик, и строго сказал ему:
- Напяль на себя свой католический капюшон (катсула) и в таком виде ходи по монастырям...
Страница 361 - 380 из 603
Начало | Пред. | 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 | След. | Конец