Великий и могучий…, или Ох уж эти англицизмы: О современном разрушительном сленге
10.01.2020
А как вы скажете: «Оцифровывание» или диджитализация? Проверьте себя.
«Содержание» или контент? Что вам привычней?
Заметьте, я сознательно заключаю русские слова в кавычки, а приведенные выше американизмы (они же англицизмы, но первое точнее) давно кавычек не требуют. Они прыгают нам в глаза и уши из всех СМИ, и нет никакого смысла зарывать голову в песок минувшей эпохи (или скажем так, выработанной веками языковой традиции), в то время как ветер кастинга (отбора), коучинга (сопровождения), клининга, брендов, трендов, тендеров, нескончаемых акций, бонусов и хайпа (ажиотажа) упорно и настойчиво надувает паруса нагрянувшей наконец Эпохи Нью Эйдж.
Еще в середине ХХ века австрийский писатель Герман Гессе обозначил эти времена как «фельетонная эпоха» (Г. Гессе «Игра в бисер», роман). В этой фразе – свидетельство заката культуры в привычном ее понимании. Не временного упадка или кризиса, а именно заката. Но не будем пока о грустном. Давайте повеселимся.
Уже мало кого удивляют слова мерчендайзер, супервайзер, промоутер, копирайтер....И что же тут удивительного, спросите вы? Во все времена все языки друг друга обогащали, и великий и могучий русский язык только выигрывал от такого взаимодействия. Так что мы и не задумываемся, как по-другому назвать немецкое «рюкзак», если это и в правду «сумка для вещей за спиной», или «шлагбаум» (нем.) – разве это не дерево, положенное поперек дороги (ну пусть не дерево уже, а пластик или металл, но все-таки от schlagen=класть)?
Но сейчас, даже при всей естественной любви многих из нас к иностранным языкам (т.е. к культуре других народов), трудно не видеть, как происходит настоящее ВТОРЖЕНИЕ (чисто русское слово, пока) новой терминологии, базирующейся на англо (американо-) язычном ресурсе, применяемом везде и повсюду, начиная с маркетинга (ну как же, ведь рыночная экономика!), компьютерных и телефонных технологий (ну как же, хайтек!), шопинга (ну как же, базовые потребности: кушать да одеваться!), фитнеса, бодибилдинга, боулинга, свимминга (ну как же, фигуру надо поддерживать!), клайминга и разного рода экстрима и паркура и заканчивая экспоненциально растущей сферой развлечений (характерные названия: ТРК «Гранд Каньон» с центром развлечения для детей «Кидбург», СПб), из которых важнейшая (прибыльная) сфера – подростковые компьютерные сетевые игры, где вся терминология часто без всякой адаптации транслируется напрямую в русскоязычный игровой сленг, а значит, и в головы наших детей.
Одним словом, поголовная ГЕЙМИФИКАЦИЯ (от англ. GAME - игра). Если в квартире имеется компьютер, то лет с четырех и даже раньше малышу уже под силу нажимать кнопки и ориентироваться в игровом пространстве на мониторе, не умея читать, набирать слова и считать. А нам, упёршимся в мобильник РОДИтелям… нам только это и надо: «да отвяжись ты, включай свой майнкрафт и мочи этих криперов, пока не надоест. Я занят. И без тебя голова болит» (точнее будет сказать: я бизи, I am very busy, ведь это ж так изи: so easy: ай эм джаст бизи). Пока не надоест! Ребенку играть надоест? Ха! В таком-то возрасте с таким-то вулканическим энергопотенциалом, с такой-то еще не отягощенной грузом душевных травм психомоторикой! «Мочить криперов» малыш может без отдыха, без перерыва на обед или сон. И все свободное (от криперов) время с горящими глазками рассказывать о том, сколько золота он добыл и сколько монстров при этом замочил.
Ладно. Не будем о грустном. Попытаемся вновь посмеяться.
Читаю свежую рассылку новостей одного модного у нас бизнес-ресурса, позволяющего зарабатывать всем и каждому, создавая или выбирая самые невероятные задания. Рассказ 24-летней барышни (нет, все-таки не барышни, устарело): Маша рассказывает о том, как благодаря этому ресурсу она нашла себя и, похоже, свое место в жизни.
«Мне понравился этот челендж… Создала несколько ивентов. 500 р/30 мин - это был неплохой стартап. Но и в офисе я бывала, и за то время успела впечатлиться простым, но продуманным опенспейсом, дружелюбной командой и каким-то общим гармоничным вайбом».
Удивительно, что еще один достаточно новый термин, обозначающий набирающую обороты технологию, применяемую в системе образования и вообще обучения чему-угодно, не удалось транслировать в нашу родную речь буквальным «». Вероятно, из-за трудностей такого перевода. Так в русском языке родилась технология ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Грубо говоря, искусство сквозь экранчик своего смартфона, используя QR-коды и прочие символы («порталы», выражаясь языком тех же игроманов) разглядывать в окружающем пространстве несуществующие (виртуальные) объекты, способные нести полезную информацию или же просто развлекать (дополнять Реальность, ведь она так бедна!)
Что нас ожидает в ближайшем будущем, если дело пойдет такими же темпами? Ну вот представим теперь совещание в сёкле (в кругу) одной из янговых (молодых) маркетинговых компаний, и кому-то из аргументантов захотелось вдруг подчеркнуть лепоту своей маркетинговой идеи цитатой из А.С. Пушкина, который пока ещё (хотя все реже) есть «nashe vsyo». Спикеру приходят на ум застрявшие в голове (благодаря ЕГЭ) строчки поэта о вошедшем в мировую культуру великолепном Стартапе из «Сказки о царе Салтане»:
«Три бизнес-вумэн под виндом спининговали (spin) вечерком (насчёт "пряли ПОЗДНО вечерком" можно с поэтом поспорить: кейсы и деловые ивенты надо проводить на фреш-хэд (свежую голову)). Ну, как вы помните, дальше там исконно наше "ка бы я была..." (Это такой мысленный дриминг-эдвансинг)... Короче говоря, первая гёрл на весь бэптайстный мир приготовила бы фист (фэст). Вторая: на целый мир одна навивила б (от weave-ткать) полотна. Ну а третья, понятное дело, для батюшки-царя (дэдди-кинга) сгейвила (give, gave, given) бы бэйби-найта (knight-рыцарь)».
Хочется думать все же, что наш родной могучий русский язык, переработав, пережевав все эти языковые ноу-хау, не потеряет своего полнозвучия и образности и всех тех качеств, за которые его так любят во всем мире и продолжают изучать миллионы землян на всех континентах. А если не пережует и не переработает, то в скором времени у школьной доски (вернее, у смарт-борд) будут стоять тичеры, коучи, тьютеры и стендаперы, а мотивированные и оцифрованные пьюплы будут заворожено в течение всего лэссона водить пальчиком по светящемуся (благодаря дополненной реальности) тачпаду.
Владимир Серов
Источник: Редакционная почта
___________________
См. по теме:
<-назад в раздел