31.07.2011
Отец Михаил негативно относится к телевидению. В своей жизни батюшка старается следовать наставлению святого апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12).
- о. Михаил, вопрос: смотреть - не смотреть телевизор - не праздный. Всякий раз, когда возвращаюсь из очередной паломнической поездки, стараюсь сохранять свой душевный мир, однако стоит взять в руки телевизионный пульт – ВСЕ! По совету Святых Отцов стараюсь наблюдать, кто «входит в дом мой, и окрадывает мои гроздья». Оказывается, телевизор. Замираю перед ним, как кролик перед удавом...
- Если чувствуешь, что окрадена, зачем смотришь?
- Часто дети спрашивают мнение о каком-либо кинофильме, существуют хорошие передачи «Жди меня», «Собственный корреспондент», «Контрольная закупка», «Человек и закон»...
- Тогда выбирай что тебе важнее: быть в курсе событий или чистота собственной души. Спроси у любого монаха: почему он не смотрит телевизор?
- Спрашивала. Получала очень простой и мудрый ответ: ничего нового я для себя не узнаю. Так-то оно так, но поскольку я работаю с детьми, считаю своим долгом предупредить их, что «в купленных пельменях может находиться ртуть». Провожу беседы по поводу модных напитков под маркой «энергетик». Подростки травятся этим ядом. Медики говорят: «Год попил – печенку можешь выбросить на помойку и сердце туда же!» Отсюда и гипертония в двадцатилетнем возрасте и сердечная недостаточность...
- На это я могу сказать следующее: любую злую вещь можно использовать во благо. Но в основном-то чем наполнены телепрограммы? Лучше великого русского поэта А.С. Пушкина не скажешь:
Обратите внимание: «Мечтанью преданный безмерно». Сидит человек у телевизора изо дня в день, изо дня в день... Он смеется и плачет, сочувствует несуществующим персонажам, словно психически больной делится своими переживаниями с родственниками, коллегами... В жертву несуществующему иллюзорному миру приносится реальная жизнь. Реальность – драгоценный дар Божий.
- Недавно по телевидению прошел 12-серийный фильм «Серафима Прекрасная», была показана судьба русской женщины с жертвенной любовью к людям...
- Каждая русская женщина – прекрасней этой вашей «неживой» Серафимы. Сегодня актриса на телеэкране самоотверженная русская женщина, а завтра – ведьма на метле. Хорошо сыгранная роль рождает самоудовлетворение, оно для актера становится признаком успеха. По этому поводу наставляют Святые Отцы: актер, как ни крути, порочный, грешный человек, грехи цепкими когтями цепляются за ним - будь-то тщеславие, алчность, зависть... Конечно, я понимаю зрителей. Им надоели кровавые сцены, разврат, резня, преследования… Хочется больше доброты, но ведь истинное добро в сердце нашем, где воры не подкапывают и не крадут. Некоторые говорят: «Смотрим телевизор, чтобы отвлечься». А от чего отвлекаться? От своей собственной реальной жизни?
- Многие говорят, что мало любви в жизни, вот и смотрят «мыло»...
- Откройте жития святых, почитайте о Петре и Февронии Муромских. Вот кому мы должны подражать, с кого брать пример, но никак не с вымышленных героев, в коих любовь подменяется гордостью, самолюбием. «Как каждый живой организм, если не будет в себе иметь движущей силы и естественной теплоты,- не может существовать, но разлагается и обращается в тление. Так и всякое доброе дело человека, не имеющего в себе любви, вменяется ни во что и "не может живо быть, но вид только некий ложный показует" (схиархимандрит Иоанн (Маслов)). "Ежели бы все в свете друг друга любили, не надобно бы было ни законов, ни судов, ни казней, и ничего сим подобного, потому что всякое бы зло удалено было, что и самое имя греха неизвестно бы было". По своей сущности любовь неопределима словами, потому что она имеет Божественное происхождение... «Да, любовь есть рай, но рай потерянный. Входишь внутрь себя и не находишь его там; видишь, что на поле сердца не растет это древо жизни. Отчего же? Оттого, что сердце все заросло злыми древами страстей, заглушающих любовь. Где страсть, там нет места любви (Святитель Феофан Затворник).
- Как Вы относитесь к документальным фильмам о чудесах Православной веры?
- Положительно. Документальные фильмы возвышают душу, побуждают к богомыслию, молитве и покаянию. Художественный фильм (пусть даже библейского характера) кодирует психику, вводит в иллюзорный мир.
- о. Михаил , а как Вы смотрите на театральное искусство?
- Так же, как и Святые Отцы. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «По возвращении из театра и жена твоя кажется тебе уже не так хороша, и дети не милы, и слуги несносны, и дом скучен, и обыкновенные заботы о хозяйстве досадны». Глинский монах Порфирий (Левашов) в своей работе «Воспитание девиц в духе истинно христианском» пишет: «Не артистам предоставлена честь облагораживать сердце человеческое, а вере и благочестию... Так здесь в театре – такое множество предметов, разнообразных живых и увлекательных, услаждающих взор, слух, не овладеет ли сердцем? Эти предметы будут всегда и везде рисоваться в воображении юных, проникнут вместе с ними в самые храмы Божии и смешаются с молитвами». Вот почему Евангелие призывает: трезвитесь. Трезвение - это битва за возвращение, это поиск утраченного. Это путь к Господу через отсечение самоупоения, через преодоление лживых мыслей и чувств.
Беседовала Татьяна Филипова
поделиться новостью в соц сетях:РЕАЛЬНОСЬ – ДРАГОЦЕННЫЙ ДАР БОЖИЙ: интервью с иереем Михаилом
Отец Михаил негативно относится к телевидению. В своей жизни батюшка старается следовать наставлению святого апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12).
- о. Михаил, вопрос: смотреть - не смотреть телевизор - не праздный. Всякий раз, когда возвращаюсь из очередной паломнической поездки, стараюсь сохранять свой душевный мир, однако стоит взять в руки телевизионный пульт – ВСЕ! По совету Святых Отцов стараюсь наблюдать, кто «входит в дом мой, и окрадывает мои гроздья». Оказывается, телевизор. Замираю перед ним, как кролик перед удавом...
- Если чувствуешь, что окрадена, зачем смотришь?
- Часто дети спрашивают мнение о каком-либо кинофильме, существуют хорошие передачи «Жди меня», «Собственный корреспондент», «Контрольная закупка», «Человек и закон»...
- Тогда выбирай что тебе важнее: быть в курсе событий или чистота собственной души. Спроси у любого монаха: почему он не смотрит телевизор?
- Спрашивала. Получала очень простой и мудрый ответ: ничего нового я для себя не узнаю. Так-то оно так, но поскольку я работаю с детьми, считаю своим долгом предупредить их, что «в купленных пельменях может находиться ртуть». Провожу беседы по поводу модных напитков под маркой «энергетик». Подростки травятся этим ядом. Медики говорят: «Год попил – печенку можешь выбросить на помойку и сердце туда же!» Отсюда и гипертония в двадцатилетнем возрасте и сердечная недостаточность...
- На это я могу сказать следующее: любую злую вещь можно использовать во благо. Но в основном-то чем наполнены телепрограммы? Лучше великого русского поэта А.С. Пушкина не скажешь:
...современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданный безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящий в действии пустом.
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданный безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящий в действии пустом.
(Евгений Онегин)
Обратите внимание: «Мечтанью преданный безмерно». Сидит человек у телевизора изо дня в день, изо дня в день... Он смеется и плачет, сочувствует несуществующим персонажам, словно психически больной делится своими переживаниями с родственниками, коллегами... В жертву несуществующему иллюзорному миру приносится реальная жизнь. Реальность – драгоценный дар Божий.
- Недавно по телевидению прошел 12-серийный фильм «Серафима Прекрасная», была показана судьба русской женщины с жертвенной любовью к людям...
- Каждая русская женщина – прекрасней этой вашей «неживой» Серафимы. Сегодня актриса на телеэкране самоотверженная русская женщина, а завтра – ведьма на метле. Хорошо сыгранная роль рождает самоудовлетворение, оно для актера становится признаком успеха. По этому поводу наставляют Святые Отцы: актер, как ни крути, порочный, грешный человек, грехи цепкими когтями цепляются за ним - будь-то тщеславие, алчность, зависть... Конечно, я понимаю зрителей. Им надоели кровавые сцены, разврат, резня, преследования… Хочется больше доброты, но ведь истинное добро в сердце нашем, где воры не подкапывают и не крадут. Некоторые говорят: «Смотрим телевизор, чтобы отвлечься». А от чего отвлекаться? От своей собственной реальной жизни?
- Многие говорят, что мало любви в жизни, вот и смотрят «мыло»...
- Откройте жития святых, почитайте о Петре и Февронии Муромских. Вот кому мы должны подражать, с кого брать пример, но никак не с вымышленных героев, в коих любовь подменяется гордостью, самолюбием. «Как каждый живой организм, если не будет в себе иметь движущей силы и естественной теплоты,- не может существовать, но разлагается и обращается в тление. Так и всякое доброе дело человека, не имеющего в себе любви, вменяется ни во что и "не может живо быть, но вид только некий ложный показует" (схиархимандрит Иоанн (Маслов)). "Ежели бы все в свете друг друга любили, не надобно бы было ни законов, ни судов, ни казней, и ничего сим подобного, потому что всякое бы зло удалено было, что и самое имя греха неизвестно бы было". По своей сущности любовь неопределима словами, потому что она имеет Божественное происхождение... «Да, любовь есть рай, но рай потерянный. Входишь внутрь себя и не находишь его там; видишь, что на поле сердца не растет это древо жизни. Отчего же? Оттого, что сердце все заросло злыми древами страстей, заглушающих любовь. Где страсть, там нет места любви (Святитель Феофан Затворник).
- Как Вы относитесь к документальным фильмам о чудесах Православной веры?
- Положительно. Документальные фильмы возвышают душу, побуждают к богомыслию, молитве и покаянию. Художественный фильм (пусть даже библейского характера) кодирует психику, вводит в иллюзорный мир.
- о. Михаил , а как Вы смотрите на театральное искусство?
- Так же, как и Святые Отцы. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «По возвращении из театра и жена твоя кажется тебе уже не так хороша, и дети не милы, и слуги несносны, и дом скучен, и обыкновенные заботы о хозяйстве досадны». Глинский монах Порфирий (Левашов) в своей работе «Воспитание девиц в духе истинно христианском» пишет: «Не артистам предоставлена честь облагораживать сердце человеческое, а вере и благочестию... Так здесь в театре – такое множество предметов, разнообразных живых и увлекательных, услаждающих взор, слух, не овладеет ли сердцем? Эти предметы будут всегда и везде рисоваться в воображении юных, проникнут вместе с ними в самые храмы Божии и смешаются с молитвами». Вот почему Евангелие призывает: трезвитесь. Трезвение - это битва за возвращение, это поиск утраченного. Это путь к Господу через отсечение самоупоения, через преодоление лживых мыслей и чувств.
Беседовала Татьяна Филипова
<-назад в раздел