Востани спяй, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос (Еф. 5, 14).
«Состояние человека, пребывающего во грехе и нерадящего о своем спасении, в слове Божием уподобляется сну. И точно, как спящий не видит ничего вокруг происходящего и не чувствует опасности, если какая угрожает ему, так и безпечный грешник не видит умом своим ни того устройства, которое в нем, ни того устроения духовных вещей, кои около него, ни горькой участи, которую сам себе готовит своею дурною жизнию и которая готова постигнуть его всякую минуту. Все духовное будто не касается его: он спит для него. Спит; и кто пробудит его?
Человеколюбивый Бог многообразно тревожит спящего грешника, чтобы опомнился, открыл глаза, пришел в чувство: тревожит Божество словом Своим — пророческим и апостольским, тревожит гласом совести, в сердце звучащим и озабочивающим, тревожит разными внешними событиями, кои над самим грешником или над ближними его совершаются. Отовсюду простираются к безстрашному и нерадивому грешнику воззвания: Востани, спяй, востани! Что спиши?!
Когда, Бог даст, услышит кто такое воззвание и вонмет ему, то первое действие сего внятия обнаруживается тем, что грешник задумывается над собою, — задумывается и начинает рассуждать сам в себе: «как же быть-то, наконец? Так оставаться — горе! Не бросить ли уже непотребные дела свои?» Минута, в которую зарождаются такие озабочивающие вопросы, очень дорога в участи грешника. Этим начинается его движение к обращению. Что родились такие помышления, это есть благодать Господня. Теперь грешнику предлежит самому взяться за себя и уговорить душу свою — оставить, наконец, самоугодливую жизнь и начать трудиться для богоугождения, в свое вечное спасение.
Уговаривать душу свою, кажется, мог бы всякий. Но на деле бывает не так. Неученый, по малоучености, не может подобрать сильных речей, а ученый, по многоучености, переполнен такими речами, которые совсем иной имеют тон и строй, нежели какие требуются при уговаривании души. Отчего, между прочим, и бывает, что не всякий задумавшийся над собою обращается к Богу; а подумает, и опять вдается в прежние грешные порядки жизни.
Чтобы пособить в уговаривании души и себе, и другим, предлагаем образцы, как уговаривать душу. Говори душе своей: «Ведь одно из двух: или вечно погибать, если так останешься, или, если не хочешь погибели, то покайся и обратись ко Господу и заповедям Его. А медлить чего ради? Чем дальше, тем хуже. Блюдись притом: ведь смерть при дверях. Много ли труда? Только начни, только подвигнись. Господь близ, и всякая помощь от Него готова тебе. А благо какое!.. Сбросишь это бремя и эти узы, — вступишь в свободу чад Божиих. Что мучишь ты себя, как враг какой? Ни днем, ни ночью не видишь покоя. Всюду смятение и тревога. Только один сделай поворот внутри, и все это исчезнет, — увидишь отраду жизни. Посмотри, все уже пошли ко Господу... И тот обратился, и другой, и третий. Ты что стоишь? Иди! Разве ты хуже других? Все вокруг тебя живет, и все призывает тебя к жизни. Бог несть Бог мертвых, но Бог живых. Приобщись и ты к живущим Его жизнью. Иди, пей из источников воды живой.
Так и подобным образом возбуждая душу свою от сна греховного, ни на одну минуту не упускай из виду, что ты стоишь между двумя крайностями: или изменить жизнь, или погибнуть. В таком случае, чувство самосохранения тотчас начнет возбуждать тебя на дело. При сем уясни себе, сколь великое благо ожидается от перемены жизни на лучшее; как легко это сделать, и как ты способен к тому и призван, и все средства имеешь под руками; как все добрые — и на небе, и на земле — будут обрадованы, вступят в общение с тобой, на руки тебя возьмут, и пойдет радость в общей жизни, со всеми живущими о Христе Иисусе, Господе нашем... Укажи все это душе своей, и воспрянет, при помощи благодати Божией, — воспрянет ослабевшая воля твоя, исправятся расслабленные колена твои.
Таким образом трудясь над собою, больше и больше будем прогонять свое ослепление и безпечность. Но трудись, и трудись неослабно. Есть в грешной душе лукавство, которым она всячески уклоняется от труда по делу спасения. Приди, возьми и понеси ее, — перечить не станет: ей лишь самой потрудиться не хочется. В твоем внутреннем мире никто господином быт не может, кроме тебя самого. Сам войди в себя, сам себя ломай, поражай, вразумляй, сам с собою веди дело пред Лицом Бога: сам себя уговаривай и убеждай. В деле обращения, рассуждение с самим собою, можно сказать, — единственная к тому дверь. Уж если сам с собою не рассудишь и не обдумаешь — как быть, — то кто за тебя это сделает? Оттого и говорится тебе: «о том рассуди, то представь, в то и то вникни». Востани спяй, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос. Аминь».
(Из сочинений еп. Феофана).
Сочинения Иустина, епископа Рязанского и Зарайского. Том X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поучения). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. — С 139-142.
Источник: slovo.russportal.ru/
<-назад в раздел