«Мы придерживаемся строгой позиции, мы хотим, чтобы Православие было единым, и мы стараемся, чтобы не было раскола», - сказал архиепископ Хризостом журналистам.
«Как Церковь Кипра мы не говорили, что признаем («новую церковь» Украины) или что не признаем. Мы придерживаемся нейтральной позиции и хотим иметь хорошие отношения со всеми», - добавил Предстоятель Кипрской Православной Церкви.
«Мы попытались и начали посещать предстоятелей разных церквей, и мы поняли, что Вселенский патриарх этого не хочет», - сказал архиепископ Хризостом.
Ситуацию анализирует в телефонном интервью профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Игоревич Петрушко:
Киприоты колеблются, потому что привыкли всегда быть солидарны. Все Греческие Церкви обычно дружно выступают единым фронтом по любому вопросу.К сожалению, приходится говорить о таком явлении, как греческий церковный национализм. Достаточно обратить внимание на официальные речи, взглянуть на греческие документы, чтобы заметить дух эллинизма, о котором греки постоянно говорят. На самом деле дух эллинизма является тем самым филетизмом, в котором они еще в прошлом веке обвиняли болгар. Здесь присутствует греческая солидарность и элемент национализма в отношении к другим Церквам, особенно, к славянским.
Греки хорошо понимают, что признай они «ПЦУ», то раскол всего православного мира станет состоявшимся фактом. А что такое православный мир без Русской Церкви? Православный мир сложно представить без Русской Православной Церкви. Кроме того, есть материальный аспект: Кипрская Церковь во многом существует на деньги русских, проживающих на Кипре, русских благотворителей, жертвующих на Кипре, русских туристов. Киприоты не хотят потерять солидную часть доходов. А может, даже попытаются заработать на посредничестве, о котором говорил владыка Хризостом.
С другой стороны, они очень боятся пойти против Патриарха Варфоломея, потому что тогда их собственное эллинское единство окажется разрушено. Несмотря на то, что оно совсем не имеет под собой никакого духовного и церковного основания, для них этот вопрос очень болезненный, значимый и неприемлемый. Думаю, что они будут стараться тянуть, как можно дольше, хотя рано или поздно время «Ч» настанет.
Тот же Патриарх Варфоломей собирается на Афон. Кто знает, не привезет ли он с собой Епифания или кого-то еще из раскольничьих так называемых «архиереев», и тогда афонитам, афонским монастырям придется выбирать, как быть в такой ситуации. Одно дело, когда они закрывали двери перед раскольниками, и совсем другое дело, когда их правящий архиерей привезет им раскольников.
На самом деле, рано или поздно встанет вопрос о том, что надо поставить все точки над i. Патриарх Константинопольский, приняв в общение лиц, уклонившихся в раскол, совершенно ясно и недвусмысленно, как следует из канонических правил, сам стал раскольником. Поэтому придется определяться в отношении даже уже не к «ПЦУ», а к патриарху Варфоломею.
Я думаю, что все это понимают и просто тянут время, в том числе в надежде, что патриарх Варфоломей, которому уже без малого 80 лет, возможно, скоро уйдет в небытие, и тогда попытаются повесить на него всех собак, сказать, что это его личное прегрешение, и попытаться найти какой-то компромисс. Хотя сложно представить, ведь в Константинополе вряд ли захотят отыграть назад в этом вопросе. Тем более, что вопрос политизирован, и сам Константинополь сильно зависит от американских политических кругов, которые во многом все это режиссировали.
См. также:
Страшно то, что происходит в расколе с душой человека: О пути бывших клириков УПЦ
«Не признавать ПЦУ единолично»: Священство Элладской Церкви опубликовало обращение по «украинскому вопросу»
«Мы решили пока ничего не решать»: О результатах заседания Синода Элладской Церкви о ПЦУ
Есть ли благодать в Константинопольском Патриархате и в ПЦУ?: Беседа с викарием митр. Онуфрия архиеп. Феодосием (Снигирёвым)
<-назад в раздел