Библиотека
...благодать Святаго Духа есть источник истинного ведения, данный нам от Бога для уничтожения в нас всякого нечестия и приобретения нами христианской спасительной жизни. Необходимо нам, возлюбленные о Христе братья и сестры, в этом апостольском изречении обратить особенное внимание на слова: наказующи нас. Ясно, что апостол Павел не выделяет апостолов из числа всех верующих, для коих благодать Святаго Духа является источником истинного ведения.
Бог явися во плоти! Мы так привыкли к свету и радости этой тайны, что и не замечаем, что она есть тайна от веков и родов, что к ней приникнути ангелы желают, что ее искали, к ней стремились, ее ожидали все народы мира, все религии, как бы они ни были грубы и как бы они ни были древни в истории человеческой.
“Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно: ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному” (Лк. 21: 34-35). День тот – день Страшного Суда. Господь знал, о чем нам надо напомнить.
В число служителей Своих Господь призвал, и притом — первым, рыбаря Андрея, брата Петрова, который потому и называется Первозванным. Святую память его Церковь ныне торжественно празднует псалмами и песнями священными по всей христианской вселенной. Вникнем в причины, почему Бог Слово избрал Себе в служители неискусных в слове, немудрых и книжных людей, а простых и неученых.
Дни века сего всегда были лукавы и пребудут такими; но наш век не больше ли всех других лукав и не больше ли потому мудрости требует от нас, чтоб искупить сие опасное время, обратив противодействие ему в куплю спасения. У нас и вера, и жизнь, и благочестие – все окружено искушениями.
С одной стороны, невежество, обратившее букву в догмат, расширяет область свою; с другой – ложно направленное просвещение, не хотящее знать даже Божественных словес, развращает умы, прельщая их призраком истины. С двух противоположных концов действует враг света и добра и теснится в здравую еще средину, – чтоб поколебать и ее и возобладать ею.
А вот что говорит св. Афанасий Великий, ревностнейший защитник христианской истины, которого «учение было законом Православия»: «Святые, как сказано, предаваясь бегству, преимущественно и по особому смотрению, были сохраняемы как врачи ради имеющих в них нужду. А для прочих и для всех нас человеков такой закон: бегать от гонителей, укрываться от ищущих и не искушать дерзновенно Господа, но ожидать, как сказано выше, пока наступит определенный час смерти, или соблаговолит что о них Судия, как Сам признает cиe наилучшим, – быть готовым, чтобы по требованию времени, когда уловят гонители, подвизаться за истину даже до смерти».
...Нам удалось поговорить с экуменистом-англичанином Майклом Муром, заместителем генерального секретаря ВСЦ по внешним сношениям с англиканской церковью. В ответ на вопрос: «Как Вы понимаете единство Церкви?» он сказал: «Она едина как церковь невидимая». На наш вопрос: «Кто принадлежит к этой невидимой Церкви?» последовал ответ: «Все христиане», т.е. в истинную Христову Церковь включаются все деноминации, группировки и секты, которые давным-давно отлучены Православной Церковью по причине своих еретических отклонений от Христовой истины.
Если же апологет, сосредоточивши все свое внимание на одном каком-нибудь моменте апологетической цели, упустит из виду два другие момента ее, если, например, ведя борьбу с врагами внутренними, он будет игнорировать врагов внешних или немощных христиан, то легко может случиться, что он сам потерпит полнейшее фиаско или, при самом лучшем исходе дела, одной рукой будет созидать, а другой разрушать.
Вселенские Соборы означают Православные Соборы не потому только, что в них участвовали представители всего тогдашнего христианского мира, а прежде всего потому, что защищали и утверждали Православную истину, проповедуемую вселенским Православием, и ниспровергали ереси и лжеучения. По словам св. Иоанна Златоуста, «Церковь есть столп Вселенной». Она – вселенская, так как защищает истину, которая есть и должна быть вселенской.
В своей частной молитве поминайте их и молитесь о них, обращаясь к безпредельной милости Божией, и ей предавайте их участь. В церкви же нечего их поминать. Церковь молится о чадах своих, да сохраняют веру свою и преуспевают в ней, о сущих же вне церкви молится - обратить их к вере и присоединить к церкви. Как обращение сие должно совершиться здесь, на земле, то и сила молитвы сей ограничивается пребыванием на земле тех, о коих идет молитва. Церковь есть живой союз всех верующих, кои все, сочетаваясь во едино под единой главою - Христом Господом, составляют единое тело. Составляют ее верующие и живые и умершие. Неверующие - и живые и умершие - суть вне ее и вне Господа Спасителя - главы ее.
Сегодня много пишут, говорят и проповедуют об экуменизме, экуменических встречах, экуменическом объединении христиан, об экуменическом богословии и т. п. Но не все, употребляющие эти слова, понимают, что такое экуменизм.
Слово «экуменизм» происходит от греческого oikoumene, oikew (обитать, населять). Следовательно, «экумени» – это «населенная, обитаемая земля, ойкумена», и поначалу этим словом обозначалась область, населенная людьми на нашей планете.
И Церковь Христова в древности словом «ойкумена» называла землю и ее обитателей (см.: Мф. 24, 14; Лк. 21, 26; Откр. 3, 10; 12, 9). Соответственно, прилагательное «экуменический» означает «вселенский», т. е. относящийся ко всей земле и ее населению. Святая Православная Церковь по-гречески тоже именуется «вселенской», будучи ею по существу, ибо ее Божественный Основатель предназначил ей распространяться по всем обитаемым на земле местам (см.: Мф. 28, 19; Мк. 16, 15).
У всех народов мира, во всех религиях и исповеданиях язык богослужебный существенно разнится от языка разговорного и даже литературного. Всегда язык богослужебный есть язык возвышенный, можно сказать, одухотворенный по своему стилю. И понятно: если молитва возвышает человека над землею и всем земным, то тем более церковное богослужение ставит человека выше земли, над землей. Было бы странно говорить с Богом на языке обычном, если и в беседе с людьми высшими себя, естественно, мы пользуемся и языком не обыденным, а возвышенным.
Любовь – есть жертва. Где нет жертвы, там нет любви! Не оставляйте Господа, даже и егда Он будет предан одними, оставлен другими и третьими распят на кресте.
Терпением скорбей своих спостраждите Его Божественным страданиям на Кресте – грех ради наших и спасения. И с последним Его предсмертным вздохом умрите для мира и греха.
Купно с Его Пречистою Материю, любимым учеником Иоанном с Иосифом и Никодимом и прочими от Жен-Мироносиц.
Но, братие, сколько несомненно, что получать Духа есть Богом определенное преимущество христиан, столько же верна возможность, когда Он уже получен, потерять или заглушить его в себе невниманием или обращением деятельности нашей на предметы, противные Ему. Апостол и предостерегает: «Духа не угашайте» (1Сол.5.19). «Не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Им же знаменастеся в день избавления» (Еф.4.30). Приводя себе при этом на мысль тот закон, что кто Духа Христова не имеет, тот и не Христов (Рим.8,9), а кто не Христов, тот не Божий, невольно придешь к заботливому и боязливому расследованию, живет ли и действует ли в нас Дух Божий?!
Мы можемъ съ удовольствіемъ указывать на многія, истинно прекрасныя свойства народа русскаго, — его благоговѣйную преданность престолу царственному, его смиренную покорность властямъ предержащимъ, его самоотверженную преданность церкви и отечеству, его щедрую благотворительность къ бѣднымъ, несчастнымъ и страждущимъ, его безкорыстное гостепріимство къ знаемымъ и незнаемымъ, къ соотечественникамъ и иноземцамъ, его сердечное сочувствіе и къ горю и къ радости ближняго; — на многіе обычаи, простые до незлобія младенческаго, но и въ самой простотѣ своей высокіе и величественные, дышащіе теплою любовью христіанскою
Страница 461 - 480 из 603
Начало | Пред. | 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 | След. | Конец
Бог явися во плоти! Мы так привыкли к свету и радости этой тайны, что и не замечаем, что она есть тайна от веков и родов, что к ней приникнути ангелы желают, что ее искали, к ней стремились, ее ожидали все народы мира, все религии, как бы они ни были грубы и как бы они ни были древни в истории человеческой.
07.01.2012
СЛАВЬТЕ ЖЕ ХРИСТА! Свт. Феофан Затворник
Слава Тебе, Господи! Дождались мы и еще светлых дней Рождества Христова: повеселимся теперь и порадуемся! Святая Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в дни сии, учредила пред ними пост – некоторое стеснение, чтоб, вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том, однако ж, она никак не хочет, чтоб мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но, исстари наименовав дни сии Святками, требует, чтоб самое веселие наше во время их было свято, как святы дни.
“Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно: ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному” (Лк. 21: 34-35). День тот – день Страшного Суда. Господь знал, о чем нам надо напомнить.
В число служителей Своих Господь призвал, и притом — первым, рыбаря Андрея, брата Петрова, который потому и называется Первозванным. Святую память его Церковь ныне торжественно празднует псалмами и песнями священными по всей христианской вселенной. Вникнем в причины, почему Бог Слово избрал Себе в служители неискусных в слове, немудрых и книжных людей, а простых и неученых.
28.11.2011
ПОСТ – ДУХОВНАЯ ПИЩА ДЛЯ ДУШИ
Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола. Тот не воин Христов, кто бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти, тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел. Пост, как умерщвление плоти, умерщвление в себе ветхого человека, имеет заслугу бескровного мученичества.
02.11.2011
БЫТЬ РУССКИМ! Митрополит Иоанн (Снычев)
НАРОД… От частого и бессовестного употребления слово это так истерлось, истрепалось и выцвело, что теперь почти невозможно определить его истинное значение. Но, по счастью, жив еще сам народ – униженный и обманутый, обворованный и оболганный, русский народ еще жив.Дни века сего всегда были лукавы и пребудут такими; но наш век не больше ли всех других лукав и не больше ли потому мудрости требует от нас, чтоб искупить сие опасное время, обратив противодействие ему в куплю спасения. У нас и вера, и жизнь, и благочестие – все окружено искушениями.
С одной стороны, невежество, обратившее букву в догмат, расширяет область свою; с другой – ложно направленное просвещение, не хотящее знать даже Божественных словес, развращает умы, прельщая их призраком истины. С двух противоположных концов действует враг света и добра и теснится в здравую еще средину, – чтоб поколебать и ее и возобладать ею.
04.10.2011
ЭКУМЕНИЗМ ГИБЕЛЕН И ДЛЯ ИНОСЛАВНЫХ
Экуменизм гибелен и для инославных, и для православных. Путем экуменизма инославные не обретают истину, а обладающие ею православные удаляются от нее. Поясним. Инославные, которые искренне ищут спасительной истины и возрождающей благодати, не могут обратиться к святому Православию, участвуя в экуменизме, ибо они еще сильнее утверждаются в своем заблуждении, так как ВСЦ признает их сектантские и еретические общности «церквами». Какой же истинной Церкви они будут искать, имея свою «церковь» и свои «таинства»?! Св. Киприан Карфагенский весьма мудро говорит, что «еретики никогда не придут в Церковь, если мы будем утверждать их в убеждении, будто и они имеют церковь и таинства». Таким образом, «православные» экуменисты, признавая за еретическими общностями право называться «церквами», губят их для Церкви!
А вот что говорит св. Афанасий Великий, ревностнейший защитник христианской истины, которого «учение было законом Православия»: «Святые, как сказано, предаваясь бегству, преимущественно и по особому смотрению, были сохраняемы как врачи ради имеющих в них нужду. А для прочих и для всех нас человеков такой закон: бегать от гонителей, укрываться от ищущих и не искушать дерзновенно Господа, но ожидать, как сказано выше, пока наступит определенный час смерти, или соблаговолит что о них Судия, как Сам признает cиe наилучшим, – быть готовым, чтобы по требованию времени, когда уловят гонители, подвизаться за истину даже до смерти».
...Нам удалось поговорить с экуменистом-англичанином Майклом Муром, заместителем генерального секретаря ВСЦ по внешним сношениям с англиканской церковью. В ответ на вопрос: «Как Вы понимаете единство Церкви?» он сказал: «Она едина как церковь невидимая». На наш вопрос: «Кто принадлежит к этой невидимой Церкви?» последовал ответ: «Все христиане», т.е. в истинную Христову Церковь включаются все деноминации, группировки и секты, которые давным-давно отлучены Православной Церковью по причине своих еретических отклонений от Христовой истины.
Если же апологет, сосредоточивши все свое внимание на одном каком-нибудь моменте апологетической цели, упустит из виду два другие момента ее, если, например, ведя борьбу с врагами внутренними, он будет игнорировать врагов внешних или немощных христиан, то легко может случиться, что он сам потерпит полнейшее фиаско или, при самом лучшем исходе дела, одной рукой будет созидать, а другой разрушать.
Вселенские Соборы означают Православные Соборы не потому только, что в них участвовали представители всего тогдашнего христианского мира, а прежде всего потому, что защищали и утверждали Православную истину, проповедуемую вселенским Православием, и ниспровергали ереси и лжеучения. По словам св. Иоанна Златоуста, «Церковь есть столп Вселенной». Она – вселенская, так как защищает истину, которая есть и должна быть вселенской.
В своей частной молитве поминайте их и молитесь о них, обращаясь к безпредельной милости Божией, и ей предавайте их участь. В церкви же нечего их поминать. Церковь молится о чадах своих, да сохраняют веру свою и преуспевают в ней, о сущих же вне церкви молится - обратить их к вере и присоединить к церкви. Как обращение сие должно совершиться здесь, на земле, то и сила молитвы сей ограничивается пребыванием на земле тех, о коих идет молитва. Церковь есть живой союз всех верующих, кои все, сочетаваясь во едино под единой главою - Христом Господом, составляют единое тело. Составляют ее верующие и живые и умершие. Неверующие - и живые и умершие - суть вне ее и вне Господа Спасителя - главы ее.
31.07.2011
О СНИСХО- ДИТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К НЕДОСТАТКАМ БЛИЖНИХ: слово в день памяти преп. Серафима Саровского
Даже к явно порочным лицам преп. Серафим относился с изумительною по снисхождению любовью и других увещевал так относиться к людям. Однажды сын привел к нему свою мать, которая была запойной пьяницей. Сын начал жаловаться преп. Серафиму на мать свою, как она предана пьянству; но великий угодник Божий закрыл его рот рукою и строго сказал: «Нельзя детям обличать недостатки своих родителей, ибо это великий грех». Затем велел несчастной женщине раскрыть свой рот, куда трижды св. Серафим дунул, и с того момента она совершенно исцелилась от пьянства.
Сегодня много пишут, говорят и проповедуют об экуменизме, экуменических встречах, экуменическом объединении христиан, об экуменическом богословии и т. п. Но не все, употребляющие эти слова, понимают, что такое экуменизм.
Слово «экуменизм» происходит от греческого oikoumene, oikew (обитать, населять). Следовательно, «экумени» – это «населенная, обитаемая земля, ойкумена», и поначалу этим словом обозначалась область, населенная людьми на нашей планете.
И Церковь Христова в древности словом «ойкумена» называла землю и ее обитателей (см.: Мф. 24, 14; Лк. 21, 26; Откр. 3, 10; 12, 9). Соответственно, прилагательное «экуменический» означает «вселенский», т. е. относящийся ко всей земле и ее населению. Святая Православная Церковь по-гречески тоже именуется «вселенской», будучи ею по существу, ибо ее Божественный Основатель предназначил ей распространяться по всем обитаемым на земле местам (см.: Мф. 28, 19; Мк. 16, 15).
У всех народов мира, во всех религиях и исповеданиях язык богослужебный существенно разнится от языка разговорного и даже литературного. Всегда язык богослужебный есть язык возвышенный, можно сказать, одухотворенный по своему стилю. И понятно: если молитва возвышает человека над землею и всем земным, то тем более церковное богослужение ставит человека выше земли, над землей. Было бы странно говорить с Богом на языке обычном, если и в беседе с людьми высшими себя, естественно, мы пользуемся и языком не обыденным, а возвышенным.
Любовь – есть жертва. Где нет жертвы, там нет любви! Не оставляйте Господа, даже и егда Он будет предан одними, оставлен другими и третьими распят на кресте.
Терпением скорбей своих спостраждите Его Божественным страданиям на Кресте – грех ради наших и спасения. И с последним Его предсмертным вздохом умрите для мира и греха.
Купно с Его Пречистою Материю, любимым учеником Иоанном с Иосифом и Никодимом и прочими от Жен-Мироносиц.
Но, братие, сколько несомненно, что получать Духа есть Богом определенное преимущество христиан, столько же верна возможность, когда Он уже получен, потерять или заглушить его в себе невниманием или обращением деятельности нашей на предметы, противные Ему. Апостол и предостерегает: «Духа не угашайте» (1Сол.5.19). «Не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Им же знаменастеся в день избавления» (Еф.4.30). Приводя себе при этом на мысль тот закон, что кто Духа Христова не имеет, тот и не Христов (Рим.8,9), а кто не Христов, тот не Божий, невольно придешь к заботливому и боязливому расследованию, живет ли и действует ли в нас Дух Божий?!
Мы можемъ съ удовольствіемъ указывать на многія, истинно прекрасныя свойства народа русскаго, — его благоговѣйную преданность престолу царственному, его смиренную покорность властямъ предержащимъ, его самоотверженную преданность церкви и отечеству, его щедрую благотворительность къ бѣднымъ, несчастнымъ и страждущимъ, его безкорыстное гостепріимство къ знаемымъ и незнаемымъ, къ соотечественникамъ и иноземцамъ, его сердечное сочувствіе и къ горю и къ радости ближняго; — на многіе обычаи, простые до незлобія младенческаго, но и въ самой простотѣ своей высокіе и величественные, дышащіе теплою любовью христіанскою
Страница 461 - 480 из 603
Начало | Пред. | 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 | След. | Конец