Суббота, 7 Декабря 2019 г.
Духовная мудрость

свт. Григорий Богослов о худом мире
Не всяким миром надобно дорожить. Ибо есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие. Но должно любить (только) добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Когда же идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требование времени и властителей (дерзну сказать, не только мирских, но и духовных) и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем веры и истины!
Святитель Григорий Богослов

Свт. Игнатий о латинстве
Займитесь чтением Новаго Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая «церковь» выдает за святых).
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о латинянах

Прп.Паисий о диктатуре

Некоторые европейцы выразили протест, потому что они боятся всемирной диктатуры. А мы, православные, противодействуем этому потому, что не хотим антихриста. И диктатуры, конечно, тоже не хотим. Нас ждут серьезные события, но долго они не продержатся. Как Православие якобы «исчезло» при коммунизме, так оно «исчезнет» и сейчас.

Прп. Паисий Святогорец об электронном концлагере

Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»
Если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами?.. Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор?
Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»

Свт. Серафим о страстях
Три главные греха, в которых лежит теперь все человечество: 1) блуд, 2) гордость, 3) жестокость. Эти грехи влекут человечество к погибели. Господь не выносит блуда.
Свт. Серафим (Соболев) о современных страстях

В кулуарах

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Антиэкуменический катехизис: О календарной реформе
Антиэкуменический катехизис: О календарной реформе
05.11.2019

В продолжение публикации: 

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной пустыни, и Святой Горы Афон. Работать непосредственно над Катехизисом отец Симеон начал в 1995 году. Примерное окончание работы датировано 2000-м годом. Мы продолжаем публикацию этого актуального и необходимого труда – «О надежде. Глава двенадцатая. О календарной реформе»

О НАДЕЖДЕ.
 Глава двенадцатаяО КАЛЕНДАРНОЙ РЕФОРМЕ.
 
Вопрос: Для чего последователи экуменизма стремятся перевести всю Церковь Христову на новый календарный стиль?
Ответ: Переход на новый календарь нужен экуменистам для объединения с отпавшими от Церкви «западными христианами» – еретиками-латинянами и протестантами. Инициаторы календарной реформы в разных Поместных Православных Церквах не скрывали этой цели. Константинопольский Патриарх-экуменист Мелетий (Метаксакис) говорил, что переход на новый стиль необходим для достижения «всехристианского единства», «при котором все призванные во имя Господа, могли бы праздновать в один и тот же день Его Рождество и Воскресение» (Пρακτικα και Αποφασεις του εν Κωνσταντινουπολει Πανορθοσοξου Συνεδριου 10.5.–8.6.1923, ΑΘηναι, 1982, σελ. 5–20).

Вопрос: Верны ли утверждения экуменистов о недогматическом характере календарного вопроса?
Ответ: Нет, неверны. С момента своего основания Святыми Апостолами Церковь Христова живет по юлианскому календарю. Тысячелетиями, употребляя его, православные верующие достигают обожения и спасения. Допускающие, что изобретенный католическими астрономами в XVI веке при папе Григории XIII календарь точнее и правильнее святоотеческого, тем самым утверждают, будто Церковь много веков заблуждалась, отдавая предпочтение «ущербному» методу летосчисления. Но Церковь – столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), и даже врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Поэтому, отрицая вероисповедный характер календарного вопроса, экуменисты ниспровергают веру «во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» (Никео-Цареградский Символ веры). 

Вопрос: Чем была вызвана календарная реформа в католической лжецеркви?
Ответ: Папа Григорий XIII, исполненный гордыни, мотивировал смену календаря мнимой необходимостью скорректировать Пасхалию, дабы показать и доказать, что он наместник Бога на земле и все обязаны идти за ним, даже если этот путь будет неверным.

Но согласно постановлению Первого Вселенского Собора, Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. А папские астрономы «открыли», что с момента проведения Никейского Собора якобы из-за отставания юлианского календаря от солнечного года равноденствие сместилось на несколько дней вперед. Сославшись на это, в своей булле «Inter gravissimas» от 24 февраля 1582 года папа «божественным» повелением распорядился «вернуть его на надлежащее место».

Как видим, причиной нововведения была папская еретическая гордыня и желание распространить свою власть на весь мир: 
«Ереси, как думаю, порождены двумя с трудом преодолеваемыми страстями, или любоначалием, или предубеждением. Одни, не желая быть в числе подчиненных, а другие, после предзанятых ими понятий не соглашаясь учиться, посеяли семена нового учения, не желая оставаться при том, что утверждено» (Преп. Исидор Пелусиот. Творения святого Исидора Пелусиота: Письма. Ч. 2. М., 1860. с. 297).

Вопрос: К каким последствиям привела католиков реформа календаря?
Ответ: С введением новой системы летосчисления католики не только не достигли желаемого – утвердить неизменную дату весеннего равноденствия, но и нарушили постановление Первого Вселенского Собора о дне Пасхи.

С астрономической точки зрения изобретение Григория XIII имеет свои погрешности, по мнению многих ученых, превосходящие неточности юлианского календаря и Пасхалии. Так, известный русский астроном профессор Е.А. Предтеченский писал: 
«Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является по сравнению с Александрийской до такой степени тяжеловесной, неуклюжей, грубой, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всем том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает еще и предположенной цели» (Предтеченский Е. Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи. СПб., 1892, С. 3–4).

По поводу же нарушения правила Первого Вселенского Собора в греческом каноническом сборнике «Пидалионе» преподобный Никодим Святогорец поясняет: 
«Так как Отцы Первого Собора определили время празднования Пасхи, то вся Церковь, чтя согласие и единение, приняла это определение их. Итак, и латиняне, по Златоусту, должны были предпочесть согласие и единение Церкви наблюдению времен и праздновать Пасху вместе с нами, не безчестя Отцов, яко бы не разумных, и не оскорбляя общей нашей Матери-Церкви; ибо, если Церковь погрешила в строгом наблюдении времени, говорит Златоуст, то, наверное, от исправления этой погрешности не произойдет столько же великое благо, сколько великое зло может произойти от разделения ее <…>. Латиняне должны знать, что и Вселенские Соборы, бывшие после Первого, и другие Отцы знали о неточности нашего равноденствия, но не хотели перенести его с 21 марта – числа, на котором нашли его никейские Отцы, предпочитая согласие и единение Церкви точности равноденствия, которая, между тем, приводит латинян к двум великим нелепостям – к празднованию пасхи или вместе с иудеями, или прежде них» (Греческая Кормчая книга (Пидалион). Исследование Ивана Никольского, преподавателя Ярославской духовной семинарии. М., 1888. С. 259–261).

Вопрос: Справедлив ли аргумент защитников нового календаря в Православии, что он употребляется только для непереходящих праздников и не затрагивает Пасхалии?
Ответ: Такие люди сами себе противоречат. Инициаторы введения нового стиля в Православных Церквах преследовали цель изменить не только календарь, но и Пасхалию. «Всеправославный конгресс» 1923 года под председательством Патриарха-экумениста Мелетия (Метаксакиса) принял следующее решение:
«„Всеправославный конгресс“ отметил готовность Православной Церкви принять любой одобренный всеми христианскими церквами календарь, даже если в нем не будет сохраняться деление недели на семь дней. В тексте определения указывается также, что с согласия христианских церквей Православная Церковь готова праздновать Пасху Христову как неподвижный праздник в определенный воскресный день с пожеланием, чтобы „этот неподвижный воскресный день соответствовал бы действительному дню Воскресения Господня, определенному посредством научных методов“ (Πρακτικὰ καὶ ἀποφάσεις. Σ. 214– 215)» (Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. 9. С. 680–683).

С 1924 года на папскую пасхалию уже перешла т. н. финская православная церковь, ставшая эталоном для всех реформаторов. 

Вопрос: Нарушают ли каноны те «православные», которые приняли только «новоюлианский» календарь, но сохраняют святоотеческую Пасхалию?
Ответ: Безусловно, поскольку юлианский календарь – это часть Священного Предания Православной Церкви, завещанного Святыми Соборами и Отцами.
«Храним ненововводно все, писанием или без писания, установленные для нас церковные предания», – заповедано догматическим определением Седьмого Вселенского Собора (Деяния Вселенских Соборов. Т. IV. Догматическое определение Седьмого Вселенского Собора. Казань, 1908. С. 57).

«Мню, яко апостольское есть и сие: да держимся неписанных преданий», – учит святитель Василий Великий (Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Долматинско-Истрийского. 1911. Т. II. 92-е прав. свт. Василия Великого. С. 479). А по строгому суду преподобного Иоанна Дамаскина, «кто не верует согласно с Преданием Кафолической Церкви, <…> тот – неверный» (Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М., 1894. Кн. 4. Гл. 10).

Вопрос: Какие последствия от принятия новостильного календаря при соблюдении Пасхалии?
Ответ: Принявшие новый календарный стиль уклонились от Типикона. Например, память Севастийских мучеников в Церкви всегда совершается Великим Постом. Поэтому все стихиры в богослужении о посте и покаянии. У новостильников этот праздник нередко попадает на сыропустную неделю и даже раньше. А Благовещение с дозволением употребления в пищу рыбу может попадать на Первую седмицу Великого Поста. Что так же недопустимо. От этого некоторые ревностные новостильники начинают переносить праздники или же служить самовольным чином, которого нет в Типиконе.

Вопрос: Как быть тем православным христианам, чья Поместная Церковь перешла на новый стиль?
Ответ: Апостол Павел говорит: О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь скверных суесловий (1 Тим. 6, 20).

Преподобный Викентий Лиринский так изъясняет это наставление Апостола: 
«„О!“ – восклицание это означает и предведение, и любовь: Апостол предвидел имевшие быть заблуждения и наперед их оплакал. Кто теперь Тимофей, если не вся вообще Церковь? <…> „Храни, – говорит, – преданное“. Что такое Предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, то, что ты принял, а не то, что ты выдумал, – дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, дело, до тебя дошедшее, а не тобой открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым» (Преп. Викентий Лиринский. О вероизложениях вообще, или об общем характере православной догматики //Собрание символов и вероизложений Православной Церкви от времен апостольских до наших дней, составленное ординарным профессором Санкт-Петербургской духовной академии Н. Чельцовым. СПб., 1869).

Постановление Константинопольского Поместного Собора 1583 года, осудившего григорианский календарь и пасхалию, гласит: 
«Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание» (Правило Великого Собора 1583 года об отлучении разрушителей Пасхалии и последователей нового календаря).

Если священник, то постараться убедить своего архиерея дозволить служение на традиционном церковном календаре. Если мирянин, то необходимо идти в тот храм, где служат на церковном Юлианском календаре, но при этом находятся в юрисдикции Поместной Православной Церкви, чтобы не попасть под осуждение прежде бывших определений. 

Вопрос: В Греции некоторые отделились и вышли из Церкви из-за принятия нового стиля. Их называют старостильниками. Правильно ли они поступили?
Ответ: Нельзя уклоняться в раскол – вступать в отдельное от Вселенской Церкви сообщество, не имеющее законной иерархии и, соответственно, Божией благодати. 
«Производить разделения в Церкви – не меньшее зло, чем впадать в ереси», – предостерегает святитель Иоанн Златоуст, и, по слову священномученика Игнатия Богоносца, «кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божиего».

Продолжение следует







Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

«Истоки» – школа жизни: Родителям и учителям об уникальной образовательной программе (+ВИДЕО)

В наше время все более актуальным становится вопрос, как оградить детей от учебных программ, растлевающих душу и тело. Надеемся, что для многих родителей отрадным открытием станет знакомство с уникальным курсом «Истоки», который отлично подходит для домашнего образования, весьма распространенного сегодня...


Несостоятелен: Юридическое заключение на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ»

29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» (далее – ПФЗ о СБН). Законопроект является юридически несостоятельным, нарушает конституционные права граждан, игнорирует основные начала...


Тайна беззакония: Судебная экспертиза подтвердила присутствие трех шестерок в штрих-коде

Тайна беззакония, о которой говорит нам святое Евангелие, наконец-то открылась нам. Древние Святые Отцы не могли до конца объяснить, что означает начертание антихриста. Хотя они были просвещены Духом Святым и научили нас, как спасаться в этом мире. Только одна тайна была сокрыта от них и открыта для...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Идол по имени «ВИЛ»: Схииг. Сергий (Романов) и еп. Митрофан (Баданин) о духовной важности декоммунизации

Вопрос о возвращении исторической справедливости назрел в обществе. Об этом свидетельствуют многие выступления патриотически настроенной общественности и здравомыслящих представителей власти. Однако сакральной стороны этой темы мало кто касается. Несомненно, если придет понимание духовной важности декоммунизации,...


Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100