Понедельник, 16 Июля 2018 г.
Духовная мудрость

Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме
Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме

Митр.Иоанн о лжемиротворчестве экуменистов
Прикрываясь «благородной» целью «устранения межрелигиозной розни» и «воссоединения верующих в единой братской семье», теоретики экуменизма забывают упомянуть о главном: о том, что в таком «воссоединении» будет утеряна величайшая драгоценность – истина Закона Божия, погребенная под грузом человеческого лжемудрствования.
Митр. Иоанн (Снычев) о «миротворчестве»

Прп. Паисий Святогорец о гностиках
Снова определенные «гностики» станут пеленать своих духовных чад как младенцев, как бы для того, чтобы не унывали: «Не имеет значения, это ничего, достаточно внутренне веровать», – в то время, как видим апостола Петра, который внешне отрекся от Христа.
Прп. Паисий Святогорец о печати антихриста

Оптинский старец Амвросий о соборности
Ни одно важное дело нельзя совершать вместе с неверующим человеком. Через него будет действовать темная сила и все доброе дело разрушит.
Оптинский старец Амвросий о соборности

свт.Василий об инославии
Не приносит славы имени Божию тот, кто дивится учению инославных.
Свт. Василий Великий о православных

В кулуарах

Найти свое место в жизни Православия: В Церковь недостаточно ходить – в ней нужно служить
Рассуждения апостола посвящены прекрасной теме: духовному единству во Христе при пестром разнообразии служений в Церкви. «Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, – пишет Павел, – то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием»...

Радоваться – наш долг перед Божией любовью: Фоновое скорбное настроение по жизни не нормально для православных
...Подлинная радость является в этом мире таким же редким явлением, как подлинное смирение, как настоящая любовь. Но в ней, как и в любой добродетели, можно упражняться, вникать в ее суть, учиться ей. Прежде всего, наверное, нужно понять, что речь идет не о той радости, не о том эмоциональном возбуждении,...

Жизнь на ощупь: О трагедии утери традиций, православного предания в современном образе жизни
...Погруженный в окружающий хаос мировоззрений, представлений и традиций, современный христианин часто даже не представляет, каким образом выглядит человек, который воплощает в своей жизни церковные догматы и Евангельские заповеди. Кто-то пытается устроить свою жизнь по книгам, но в результате достигает...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Терпеливец и исповедник Христов: Память Симбирского старца Василия Уреньского

2018-07-09.jpg
  
Православный Симбирск еще и ныне, в ХХI веке, хорошо знает старца Василия Уреньского – несмотря на то, что село Урень находится довольно далеко от города, а подвижник преставился ко Господу более полувека назад, в 1950 году. Так хранит народ память о своих наставниках и молитвенниках!

Сведений о жизни старца сохранилось немного, но почитание его духовных дарований уже долгое время не ослабевает, а, наоборот, крепнет и расширяется. В особенности же – после того, как недалеко от Урени, в селе Прислониха, где жил и трудился другой подвижник земли Русской, известный художник Пластов, открылась в 1990-е годы церковь, построенная в основном на средства живописца. В этот храм до сих пор по воскресеньям и праздникам ходят старушки, лично знавшие старца Василия и сами испытавшие на себе чудесное действие его молитв.

В молодости Василий Дмитриевич Струев был ничем не примечательным, но весьма благочестивым человеком. Жил с женой и детьми в сельце Урень, валял валенки. Но Господь призвал его на особое служение – все произошло как бы само собой, однако, если вдуматься, то для будущей судьбы и служения, по величине предстоящих страданий и подвигов – случилось по особому Божиему Промыслу.

Однажды Василий отлучился из своего села – на заработки в другую губернию. Валять войлочную обувь нужно в специально натопленной бане. В один из дней кто-то из заказчиков облил спину распаренного труженика холодной водой, и его тот час же парализовало. Болел подвижник тяжело, недуг принимал самые разные формы. Сначала все тело покрылось гнойниками, что связанно было, скорее всего, с заболеванием крови. Но затем они исчезли, и болезнь вступила в другую стадию – Василий ослабел настолько, что почти не мог разговаривать и самостоятельно питаться; по свидетельству ближних, некоторые продукты разжевывала для него жена. Пытаясь хоть как-то бороться с парализацией тела, он лежал на трех узких поперечных бревнышках на железной, тоже узкой, кровати и непрестанно молился.

И, если можно так сказать, с этого момента началась настоящая жизнь старца Василия. Жизнь не для себя, а для Господа и ближних. По Божией милости открылся в нем необыкновенный молитвенный дар. По его молитвам многие больные получали исцеление. Почти обездвиженный он лежал на кровати, но, возложив руку на человека и помолившись о нем, испрашивал для того у Господа прощение грехов и телесное здравие. И люди стали приезжать к нему со всего бывшего СССР – и с Украины, и с Кавказа, и из Средней Азии; весть о его духовных дарах распространилась повсюду.

И вот повод задуматься – исцеляя других, разве не мог старец вымолить у Бога здравие и для себя? Мог, но не просил, понимая, что сей суровый недуг – его спасительный крест. Главной добродетелью угодника Божия стало терпение: в этом незавидном положении он пробыл целых 46 лет, до самой смерти!

Матушка Александра, клиросная храма в Прислонихе, рассказывала: «Мне сейчас 77 лет. А когда отец Василий был жив, я была молоденькой, носила белые сапоги. У меня очень сильно болела грудь. Все думали, что на меня навели порчу. Хозяйка, у которой я жила, была знакома с отцом Василием, она решила привести меня к нему. Когда мы пришли в его домик, он велел сесть возле него и возложил мне на голову руку. Стал читать молитву, а я при этом кричала не своим голосом на всю келью. Когда возвращались домой, испытала облегчение и радость: давно на душе не было так хорошо. Как будто камень с души свалился. Отец Василий мне передал потом через хозяйку: „Пусть снимет белые сапоги, ей дорога в черных“». Очевидно, что старец Василий намекал Александре о монашестве, указал правильный для нее духовный путь.

Многие люди отмечали, что подвижник часто исцелял и бесноватых. Бывало, скажет такому человеку: «Полезай под мою кроватку». Страждущий выполнит наказ, а вылезти не может, пока старец не закончит читать молитвы.

Был у страдальца и дар прозорливости. Во время Великой Отечественной войны он рассказывал родственникам о судьбах ушедших на фронт: говорил, как молиться – о здравии или о упокоении. Ныне покойная Ольга Яковлевна Былинина, прихожанка храма Воскресения Христова в Симбирске, вспоминала: «Моя мама, Евдокия Степановна Бердникова, ходила в Урень к отцу Василию. Она благословилась у схимонахини Сергии купить корову. Пришла к отцу Василию, он ее благословил и вдруг, еще не узнав ее просьбы, сказал: „А корову купишь на той улице, в самом конце. Звать Малинкой. Только иди лесом и читай молитвы“. И точно, все получилось очень хорошо. Хозяева даже цену снизили, узнав, что за коровкой пришли с благословения отца Василия. И мама благополучно прошла с коровой до Ульяновска пешком 70 километров».

Профессор одного из ульяновских вузов Денис Владимирович Макаров помнит следующий рассказ своей бабушки: «Раньше ходили на святую Николину гору на майского Николу пешком 120 километров – до села Промзино, где еще в ХV веке явился образ святителя Николая Чудотворца. По дороге заходили в Урень, к отцу Василию. Замечали, что он знал мысли людей, которые к нему приходили, некоторых обличал. Всегда знал, что кого заботит, их семейные проблемы…»

За старцем ухаживали многие его почитательницы. Особенно же – Гликерия («Луша») и ее духовные сподвижницы сестры Рябовы – Антонина, Капитолина и Рахиль, специально приехавшие из Ульяновска и оставившие свою городскую жизнь и квартиру. Называют еще Полину Богданову из близлежащего села Языкова и некую Зинаиду.

Гликерия была ревностной христианкой, готовой на все ради Христа. В трудные времена гонений от безбожных властей она не отступала от подвижника. Когда недвижимого старца бросили в машину и хотели везти в милицию, даже жена побоялась его сопровождать, а Гликерия сказала: «А я поеду». – «Да ты ведь не арестована». – «При чем здесь я? Дело в отце Василии, я поеду с ним!»

Преследование угодника Божия безбожными властями началось еще в 1930-х годах. Тогда его положили в больницу села Теньковка. Страдалец плохо говорил, и чаще всего за него объяснялась Гликерия. В это время из Куйбышева приехала некая медицинская работница, выделявшаяся среди остальных своей «большевистской прямотой» и особой ненавистью к старцу. Эта женщина откровенно называла его врагом народа и объясняла коллегам, испытывавшим совершенно естественные трудности в общении с ним, что она-то при желании быстро найдет с подвижником общий язык (имея в виду, конечно, известные силовые методы). Но, видимо, Сам Бог заступился за праведника: можно ли считать совпадением то, что в эти дни медработнице пришла телеграмма с известием о кончине сына?

Когда старца Василия мучили в больнице, на спинке его кровати, по свидетельству матушки Рахили и других, вдруг появился огненный голубь, и врачи в страхе разбежались. Как и следовало ожидать, официальная медицина «не знала, что с этим делать». Возили подвижника и в больницу села Майна, и в «психушку» под Ульяновск (так называемую «Карамзинку»).

Особую духовную близость избранник Божий имел с причисленным в 2000 году к лику святых преподобноисповедником архимандритом Гавриилом (Игошкиным). Отец Гавриил, служивший в московском храме святителя Николая в Пыжах, был сослан в Ульяновскую область. В 1942 году он оказался в Карсунском районе, а затем поселился в Димитровграде, где сейчас почитается как святой заступник города. Во время войны преподобноисповедник, вышедший из концлагеря, отправился в Ульяновск, чтобы получить место служения (т. к. именно туда, как известно, была эвакуирована Московская Патриархия). По дороге он решил повидаться и со старцем Василием, к тому времени уже известным почти на всю страну. Священнослужитель пошел к прозорливцу за советом и благословением, как и где ему жить. Однако в дороге он занемог, и старец велел ему остановиться в Базарном Урене. Богослужения в то время были запрещены – и Божественную Литургию архимандрит Гавриил совершал в домике подвижника.

Честна пред Господом смерть преподобных Его (Пс. 115, 6) – эти слова святого псалмопевца Давида вполне приложимы и к многоболезненному страдальцу и терпеливцу, исповеднику Христову старцу Василию. Умирая – а происходило это в Петров пост, – он вдруг сказал: «Готовьтесь, покупайте барашка». – «Какого барашка? Зачем? Ведь пост идет». Но старца привыкли слушать, и барашка купили. А в праздник Тихвинской иконы Богоматери угодник Божий преставился, и поминки пришлись на день памяти святых апостолов Петра и Павла. Таким образом, он провидел не только свою кончину, но и трапезу на день погребения. Люди вспоминают, что на похоронах старца и на поминальном обеде собралось не менее 500 человек; столы расставляли на улице. Но самое главное – свидетельства о том, что когда хоронили праведника, мироточили погребальные полотенца, являя знак свыше. С тех пор ежегодно огромное число верующих съезжается на праздник Тихвинской иконы в Урень – помянуть почившего страдальца.

Вслед за старцем Василием отошли ко Господу и ближайшие его духовные друзья, помогавшие и верно служившие ему при жизни: мать Гликерия и сестры Антонина и Капитолина Рябовы покоятся в одной оградке, рядом с праведником. Не так давно почила и матушка Рахиль, которая хранила ключи от дома старца и оградки этой могилы. Вспоминая ее добрые слова, ее безхитростный, но с молитвой приготовленный вкусный обед, будто и сейчас слышишь тот чудный, неповторимый голос: «Отец Василий, человек пришел, хочет тебя навестить. Что скажешь?» Спрашивала она старца, конечно, наперед зная его ответ...

Подготовила Ксения Миронова

Источник: Газета «Православный Крест»*, № 13 (133) от 1 июля 2015 г.    
http://www.pkrest.ru
   

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:  






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Важнейшее антиэкуменическое событие ХХ века: К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

70 лет назад, в июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных Православных Церквей. Для этой цели с 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным...


Информационное общество – демонтаж конституции, безправие человека: Интервью с православным юристом О.А. Яковлевой

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в феврале 2013 года, призвал государство не принуждать людей к принятию новых технологий учета и обработки персональных данных, которые могут помешать им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных и общественных. Это...


Мы обращаемся с просьбой кардинальных перемен: Заявление в связи с кризисом в исследовании «екатеринбургских останков»

Публичная полемика вокруг т. н. «екатеринбургских останков» сейчас (по сравнению с прошлым годом) несколько затихла, однако никакой определенности по-прежнему нет. В связи с этим православная общественность составила Заявление, которое мы рекомендуем поддержать всем нашим единомышленникам. Сделать...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

В Царской Семье – подвиг всех Новомучеников: Беседа с прот. Александром Ковтуном о Русской Голгофе

...Чтобы быть настоящим патриотом, нужно видеть правду Божию, нужно отказаться от заблуждений, своих грехов и страстей, и объединиться вокруг святынь. Этого враг и боится, поэтому и наносится его силами удар по Царской Семье как главной духовной скрепе. Смотрите, сейчас 100-летие кончины Царственных Мучеников, но публично не затрагиваются самые ключевые вопросы, разъяснение которых могло бы развязать диавольский гордиев узел наших проблем...


Государев служка: О. Андрей Логвинов об уроках от Царя, Кронштадтского пастыря и Апостола Любви

– «Отец Андрей, Вы служите в таком Царском месте: Кострома – Феодоровская икона Божией Матери, Ваш храм под стенами Ипатьевского монастыря и сами Вы родились в День рождения Царя – так все необыкновенно переплетено с Царственными Мучениками, Государем…». – «Во всем этом – исключительно милость Божия! Потому что я родился в семье атеистической, партийной...»


Подвиг Царской Семьи – наш маяк: Беседа с организатором Царских крестных ходов в Петербурге о. Алексием Масюком

В Петербурге еще с начала 90-х годов регулярно совершаются многолюдные Царские крестные ходы, организует которые протоиерей Алексий Масюк. Милостию Божией, посетив Северную столицу, мы познакомились с батюшкой и расспросили его об этом важном покаянно-просветительском подвиге...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100