Суббота, 24 Августа 2019 г.
Духовная мудрость

Преп. Исаак Сирин об еретических книгах
Ничто так не располагает душу к богохульству, как чтение книг еретических.
Прп. Исаак Сирин о хранении веры

Свт. Игнатий о мире
Времена чем далее, тем тяжелее. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его (мир) падению его.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о мiре

Прп. Амвросий об экуменистах
Весьма ошибочно рассуждают к католикам благосклонные, которые думают во-первых, что по отпадении западных от Православия в Соборной Церкви будто бы чего-то недостает. Ущерб сей заменен давно премудрым Промыслом – основанием на Севере Православной Церкви Русской.
Оптинский старец Амвросий об экуменистах

Свт. Фотий о модернизме
В вопросах веры даже самое малое отклонение уже является смертным грехом. Знай же, что даже одно малое нарушение Предания позволяет небрежение ко всем догматам.
Свт. Фотий Константинопольский о модернизме

свт.Игнатий о лжезнамениях
Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

В кулуарах

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
05.12.2017
Ступени к Царской России: Беседа с О.В. Черновой, автором книги «Верные до смерти» – о тех, кто не предал Царственных Мучеников

слуги.jpg
Как уже знают читатели, газета «Православный Крест»* открыл постоянную рубрику «Верноподданные», в которой публикуются статьи о придворных, лицах свиты, учителях и других приближенных святой Царской Семьи, самоотверженно служивших Ей как в мирное, так и в трагическое революционное время. При подготовке этих материалов используется книга православного автора из Санкт-Петербурга О. В. Черновой. Недавно нам удалось лично познакомиться и побеседовать с Ольгой Васильевной, в лице которой мы обрели еще одного неравнодушного единомышленника, за что благодарим Бога.  


 – Ольга Васильевна, расскажите, пожалуйста, о Ваших Царских книгах. 

– Первая, небольшая книга о людях, сохранивших верность Царственным Мученикам, – «Верные до смерти. О верноподданных Государя», была выпущена в 2007 году питерским издательством «Сатисъ». В 2010 и 2017 годах в московском издательстве «Русский Хронографъ» вышла вторая – «Верные. О тех, кто не предал Царственных Мучеников», включающая повествования о 30-ти персонажах. В начале 2018 года предполагается ее третье издание, исправленное и дополненное двумя новыми главами. 

 
– Как и почему у Вас возникла идея писать о преданных Царской Семье людях? 

 – В нашем спальном районе Санкт-Петербурга, в Купчино, не было храма. И в 1999 году с целью его строительства образовалась инициативная группа, духовником которой стал известный и любимый многими питерцами отец Николай Мочалкин († 2013). В 2000 году мы получили статус прихода, возвели чудную часовню в Русском стиле, собирали средства на церковь – во имя преподобного Серафима Вырицкого, первую в России после его прославления. Послушание у каждого было свое, – я стала проводить паломнические поездки (благо, опыт имелся: прежде работала в Петергофе). Конечно, ездили в Вырицу, к мощам святого. А дорога туда идет мимо Павловска и Царского Села (г. Пушкин) – известнейших Царских резиденций, которые обязательно входили в программу и о которых я рассказывала паломникам. С каждой новой экскурсией интерес к прежним владельцам этих усадеб возрастал, информации становилось все больше (к этому времени уже появились книги православных авторов). В Царском Селе главной темой моего повествования стали Государь Мученик и Его Семья. То, что о Них открылось, было настоящим потрясением. И дало импульс к дальнейшему поиску и изучению материалов об их жизни. 
  

– А раньше, до поездок, Вы уже как-то соприкасались с Царской темой? 

 – Думаю, у каждого Русского человека рано или поздно пробуждается интерес к Императорской России и ее Государям. У меня он был достаточно поверхностным, но когда начались паломничества и экскурсии, то по долгу службы понадобилось углублять и расширять знания – чтобы все участвовавшие в поездке проникались темой. А люди собирались очень разные – и по уровню образования, и по возрасту, и по отношению к Царской России. 


– А почему Вас привлекло окружение Царственных Мучеников? 

– Если можно, отвечу цитатой из своей книги: «Непереносимо тяжело углубляться в историю последних месяцев жизни Царской Семьи. Вокруг Государя – трусость, измена, ложь. Тех, кто предал – много. Тех, кто мучил, издевался и убивал – много. И потому так хотелось узнать о других, немногих, кто остался верен до конца. Утешиться тем, что Семья не осталась в полном одиночестве, что рядом были люди, которые скрасили и разделили с Ними страдания последних семнадцати месяцев жизни…» (Здесь и далее цит. по: Верные до смерти. О верноподданных Государя. СПб., 2017). 

Однажды неожиданно для себя обнаружила, что в книгах отмечаю закладками те страницы, где сведения касаются свиты и слуг, разделивших с Царской Семьей их скорби. Решила, что это стоит продолжить уже вполне сознательно. И продолжила… 

Первая статья о верных была опубликовала в журнале «Град духовный» (замечательное издание, жаль, просуществовало лишь несколько лет) и посвящена полковнику Евгению Степановичу Кобылинскому. 
  

– Как Вы считаете, что двигало этими людьми? Ведь не одно чувство долга? 

– Мнение, что Царские слуги и свита просто выполняли свой долг, однажды прозвучало от священноначалия. Поэтому, вероятно пока у нас прославлен лишь доктор Боткин (лейб-медик Семьи Императора Николая II, убитый 17 июля 1918 г. вместе с Царственными Мучениками; канонизирован в лике страстотерпцев решением Архиерейского Собора РПЦ 3 февраля 2016 г. – Примеч. ред.). 

Безусловно, верные честно исполняли свои обязанности. Но дело в том, что когда у них появлялась возможность избежать смерти или притеснений, ради святой Семьи они не только предпочитали претерпеть все эти страдания: заключение – свободе и смерть – жизни, но каждый из них стремился принять на свои плечи краешек Их Креста… 

Это и тот же врач Евгений Сергеевич Боткин, знавший, что оставляет своих детей круглыми сиротами и поручивший их Единому Богу; и воспитатель Цесаревича Пьер Жильяр, и учитель Чарльз Сидней Гиббс, швейцарский и английский подданные, которые возвращению на Родину предпочли страшную для иностранцев Сибирь; и фрейлина молодая графиня Анастасия Васильевна Гендрикова, которая была счастлива, что успела вернуться в Царское Село вовремя и пойти под арест вместе с Царской Семьей; и генерал Илья Сергеевич Татищев, с благодарностью принявший предложение Государя сопровождать Его в ссылку; и матросы Климентий Нагорный и Иван Седнев, закрывавшие собой Царских Детей… 

верные до смерти
  

– В чем, как Вы считаете, прежде всего состоял их подвиг? 

– Всех этих людей объединяли самоотречение, жертвенность и готовность к тому поступку, выше которого нет – положить жизнь свою за други своя. 

Хотя, безусловно, все они прошли через внутренние борения. Любой человек боится страданий, смерти. У всех есть инстинкт самосохранения. Верные – не исключение. Но они, нисколько не обманываясь в собственной участи, сумели преодолеть этот естественный страх, за что достойны глубочайшего уважения и прославления. 

Причем далеко не все обладали стальной душой и волей. Например, Анна Степановна Демидова (комнатная девушка Императрицы Александры Феодоровны, – примеч. ред.), ужасно боявшаяся большевиков, едет в Екатеринбург с Царской Семьей, хотя имела возможность отказаться. Вместе с Ними она претерпела все испытания, вплоть до страшного конца в Ипатьевском доме. 

– А в чем, по-Вашему, природа такого самоотречения? Как люди к этому приходили? 

– Природа, на мой взгляд, – в чисто Русском жертвенном служении и любви к Помазанникам Божиим как к Самому Богу. 


 – Т. е. тут некое сакральное восприятие Царской власти? 

– Так она и есть сакральная на самом деле! И верноподданные не представляли, как можно относиться к ней иначе. Полковник Кобылинский, начальник Отряда особого назначения по охране Царской Семьи в Тобольске, не поверил своим ушам, когда услышал, что некий рядовой Дорофеев способен ударить Государя. 

Для человека той эпохи чье-то намерение поднять руку на Священную Особу Императора означало (что уже зачастую непонятно нашим современникам) покушение на святое, кощунство и богохульство. А это, как известно, ведет к самым мрачным последствиям для человеческой души и для страны в целом. Предупреждение: Не прикасайтесь к Помазанным Моим (Пс. 104, 15), – было отброшено и забыто. Но свято место пусто не бывает: Русские души, потерявшие благодать, заполнил «Интернационал»… 
  

– Получается, верные имели особое отношение к Царской Семье – духовное? 

– Да, не зря же Царя на Руси величали Батюшкой. Он был отцом для своих подданных, в нем сосредоточились и любовь к миллионам вверенных ему людей, и высшая справедливость. 

Внутреннее единение между Царскими Мучениками и верными спаяло их в одну большую семью, в которой сословные и прочие различия не мешали стать духовно равными и близкими. Приведу два показательных случая. 

Идеально вышколенный камердинер Государыни Алексей Андреевич Волков дважды нарушил строжайший дворцовый этикет и даже этого не заметил (как и сама Императрица). Обратила внимание и рассказала об этом подруга Александры Феодоровны – Юлия Ден: «Волков вошел к Государыне бледный, с трясущимися руками и, не дождавшись, как полагалось, пока обратится к нему Императрица, совершенно забыв об этикете, воскликнул: „Император на проводе!" И для Государыни в тот момент гораздо важнее было то, что сказал Волков, а не то, что сделал, потому что Она, как 16-летняя девочка, бросилась бежать к телефону». 

И второй момент – когда в Александровском дворце арестовывают ту же Юлию Александровну Ден и Анну Александровну Танееву (Вырубову) (фрейлина, ближайшая и преданнейшая подруга Императрицы, – примеч. ред.). Больную Анну Александровну везут в инвалидной коляске. Навстречу, также в коляске, Волков везет Государыню, чтобы попрощаться. Обе они рыдают, и Александра Феодоровна указывает на Небо: «Там и в Боге мы всегда вместе». И тут Алексей Андреевич тоже со слезами произносит: «Анна Александровна, никто как Бог!» При каком еще Дворе могло произойти подобное? Только там, где существовало истинное равенство и истинная любовь – во Христе. 


– Следующий вопрос: что нам может дать информация о верных? Получается, Вы на него уже отчасти ответили: они возвращают нам правильное отношение к Монархии. Насколько сегодня это актуально? 

– Весьма! Потому что нынешние враги Веры и Отечества продолжают разрушать православное представление о Царской власти. Нам внушают, что Царем может быть любой. Что Сталин, Путин и прочие – это якобы фактически монархи… Но должно понимать, что Царская власть – нечто иное. Ни вождь, ни президент не тождественны Православному Самодержцу. А нас пытаются уверить в том, что можно просто, грубо говоря, посадить кого-то на трон – и все устроится… 

Модная ныне параллель между Государем и Сталиным (которую, к несчастью, поддерживают и люди, называющие себя православными) как двумя монархами – кощунство и поношение: и убиенного Государя, и всех прославленных и непрославленных новомучеников. 


– А еще чему образы верных, на Ваш взгляд, могут нас научить, – особенно нашу молодежь? 

– Думаю, даже не столько тому, чтобы быть, как они – преданными, хранить честь, держать свое слово и т. п. Это прописные истины, известные со школы. Скорее, верные помогают правильно увидеть и понять Государя. То, каким был Царь, перед которым, по слову П. Жильяра, преклонялись даже вконец огрубевшие и опустившиеся солдаты-охранники. Самый оболганный при жизни и после смерти, Он и сейчас, уже прославленный в лике святых, подвергается лжи и клевете. Этой мутной волне, которая никак не спадает, мы обязаны противостоять – так, как нам это дает Господь. В меру сил и возможностей. И лучший пример здесь – свидетельство верных, – и принявших смерть, и выживших. 

Вопрос отношения к Царю Николаю II – это вопрос отношения к Царской России в целом, поскольку Он ее олицетворяет. Особенно важно понять это молодежи, которой придется строить будущее. От них зависит, какой станет Россия. Подобной ли строенной большевиками, где «лес валили – щепки летели» и «умри ты сегодня, а я – завтра». Или вновь Российской Империей, в которой действительно права человека уважали и защищали. И мать цареубийцы Ульянова могла не бояться, что ее вместе с другими чадами и домочадцами лишат права переписки, а тем более средств к существованию. 

Рассмотрите, например, групповые фотографии участников Великой (Первой мировой) войны – впереди их ждали сражения. А значит – гибель, ранение, страдания, потери… Но поражает то, что практически на всех снимках глаза у людей – веселые и спокойные… И где они, эти веселые глаза, на послереволюционных фото?! 

слуги.3jpg.jpg 
Святая Царская Семья 


– Значит, через верных мы должны прийти к Царю. А поскольку он – воплощение всего лучшего в нашей истории, то через Царя мы придем к Царской России, захотим ее возрождения? 

– В идеале – да. Но выбор, как всегда, есть у каждого. 

Только хорошо бы помнить слова одного из вождей «Союза Русского Народа» – Н. Е. Маркова: «Тем, кому Россия монархическая ненавистна, им ненавистна вообще Россия, ненавистна живая, действительно бывшая Россия, им люба Россия будущего, Россия воображаемая, Россия мнимая. Какова будет эта воображаемая Россия и вообще будет ли она – я не знаю, но я знаю, что тысячу лет жила, росла и благоденствовала живая великая Россия, Россия-Монархия». 


– Познакомившись с Вашей книгой, понимаешь, что о большинстве ее героев сведений крайне мало, в открытом доступе практически нет. Люди о них ничего не знают, не интересуются… Возникает вопрос, точнее, почти вопль: почему?! 

– Это понятно – они не на слуху. Данные о верных действительно скудны, – мы и знаем о них только потому, что их озарила Голгофа Царственных Мучеников. Пока, как уже сказано, наиболее известен и прославлен Церковью только доктор Боткин... Информацию приходилось собирать по крупицам; мне помогло то, что по профессии я – библиограф и умею искать и систематизировать материал. Да и целью было не столько изложение биографий, сколько осмысление характеров и обстоятельств их подвига. Они же все очень разные: простые служащие и матросы, и высокообразованные военные и врачи, высшая аристократия… 

Я не сомневаюсь, что они – святые. И верю, что придет время, когда будут написаны их жития и в храмах им будет молиться вся Православная Россия. 

Они жили! 
Творили добро и умерли в забвении. 
Они сделали свое и ушли 
В неведомую страну. 
Молодые они были или старые, 
Богатые или бедные? 
О них известно только одно – они были 
Преданными и верными… 
На земле их имена не осияла слава, 
Но на Божиих Небесах 
Книга имеется с именами их, 
И место уготовано там 
Для всех, кто угодил Господу своему. 


+ + +

Как храмы, строятся души у нас. 
Вот резьбы прекрасный узор, 
Там икону увидит взор, 
Темную раму, которая скажет 
Правду святую иль чудо покажет. 
Каждая малость со всем сливается, 
Все изменяет, к чему прикасается. 
Красоту или шрам оставляя на нас. 

(Из «Духовного дневника» Царицы Мученицы Александры Феодоровны)


Источник: Газета «Православный Крест», № 23 (191) (от 1 декабря 2017 г.) 
http://www.pkrest.ru

___________________ 
Дорогие отцы, братья и сестры! Газета «Православный Крест» – одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998.
   Также о распространении «Православного Креста» по Москве, Санкт-Петербургу и др.городам можно договориться по телефону: 89208788941.


См. по теме: 
Царское просвещение для возрождения: Беседа с директором православно-патриотического издательства «Царское Дело» С.И. Астаховым 

Ее любовь найдет еще отклик: Ко дню рождения Царицы-мученицы Александры Феодоровны 

Любовь, победившая смерть: Благочестивейшие Святые Царственные Мученики и их безсовестные хулители


Христоподражательный подвиг Царя: Обличение лжи об «отречении от Престола» Государя-мученика Николая II (КНИГА полностью) 

Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Сводка с антицифрового фронта: Какие ключевые законы, когда были приняты, кем пролоббированы и что делать?

В последнее время идет очень серьезная атака на все традиционные основы. Условным началом ее можно считать 1 апреля 2019 года, когда был принят 48-ФЗ, который легализовал СНИЛС как универсальный идентификатор личности – по сути как замену паспорта, имени и всего прочего для цели...


Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Мы должны остаться Христовыми: Проповедь о вере во всесильную помощь Божию в последние времена (+Рассказ)

Промыслом Божиим в один из недавних праздников мы сподобились побывать в древней обители нашей обширной Матушки-России, где услышали проповедь, которая отогнала от сердца малодушие и укрепила в вере во всесильную помощь Божию. Нам удалось записать эти слова и позже познакомиться с батюшкой, но по смирению...


Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Последние времена: Для чего живем, куда идем, кому служим?

Мы говорим: последние времена, и только слепой этого не видит. Но почему же большинство из нас слепые? Надо открыто всем решить вопрос: для чего мы живем, куда идем, кому служим? Мы говорим о последних временах, но умалчиваем причины: что их приближает? Боимся сильных мира сего и забываем о вечном. «Кругом...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100