Четверг, 27 Февраля 2020 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий Святогорец об экуменизме
Святые Отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины. Но сегодня призывают к совместным молитвам не только с еретиком, но и с буддистом, огнепоклонником и сатанистом. «Православные, – говорят, – тоже должны присутствовать на экуменических совместных молитвах и конференциях. Это – свидетельство!» Да какое там еще «свидетельство»!
Прп. Паисий Святогорец об экуменизме

Свт. Серафим о предках
Вера предков сияла Православной, Апостольской чистотой. Они тщательно хранили ее от всяких еретических искажений и настолько, что старались избегать даже чисто житейского общения с иностранцами, почему все ереси, бывшие в России в течение первых семи веков после крещения Русского народа, не могли в ней укорениться и скоро исчезали.
Свт. Серафим (Соболев) о ревнителях Православия

Прп. Серафим о монархии
В очах Божиих нет лучшей власти, чем власть православного царя.
Прп. Серафим Саровский о монархии

свт. Феофан о наукообразности
Целость, полнота и истина знания собственно принадлежат людям, восстановленным благодатию и в Боге живущим.
Свт. Феофан об ученых и наукообразности

Прп. Паисий о печати

Помаленьку, после введения карточек и удостоверений личности, то есть составления персональных досье, они лукавым образом приступят к нанесению печати. С помощью разнообразных ухищрений людей станут принуждать принимать печать на лоб или руку. В компьютере будет высвечиваться, запечатлен ли ты, и в зависимости от этого тебя станут или не станут обслуживать.

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
О ПОКЛОНЕНИИ БОГУ ДУХОМ И ИСТИНОЮ. Свт. Игнатий, еп. Кавказский и Черноморский. Поучение в неделю о Самарянине 13.05.2012
О ПОКЛОНЕНИИ БОГУ ДУХОМ И ИСТИНОЮ. Свт. Игнатий, еп. Кавказский и Черноморский. Поучение в неделю о Самарянине

Возлюбленные братия! ныне слышали мы во Евангелии, что истинные служители истинного Бога поклоняются Ему Духом и Истиною, что Бог ищет, то есть, желает иметь таких поклонников. Если Бог желает иметь таких поклонников: то, очевидно, что таковых только поклонников и служителей Он приемлет, таковые только поклонники и служители Ему благоугодны. Это учение нам возвестил сам Сын Божий. Веруем учению Христову! со всею любовию приемлем всесвятое учение Христово! Чтоб с точностию последовать ему, разсмотрим, чтó значит поклоняться Богу Отцу Духом и Истиною.

Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о себе: Аз есмь путь и истина и живот (Ин. 14, 6); Истина есть Слово Божие. Слово Твое истина есть (Ин. 17, 17). Это Слово предвечно было в Боге, произносилось Богом и к Богу: это Слово — Бог; это Слово — Творец всего существующего, видимого и невидимого (Ин. 1, 1. 3; Кол. 1, 16). Это Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1, 14). Бога никтоже виде нигдеже: но Слово Божие. единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1, 18). Исповедал пред человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие: явил Сын Божий человекам недоступную им Истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Божественной благодати. От исполнения Его мы вси прияхом благодать возблагодать: благодать и Истина Иисус Христом бысть (Ин. 1, 16-17). Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и Истине; но самая благодать, Самая Истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы соделались причастниками Божественного естества (2 Петр. 1, 4).

Истина имеет свойственный себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины (Иоан. 15, 26; 16, 13). Он Дух, от Отца исходящий (Ин. 15, 26); Он — Дух Святый Божий (Ин. 14, 26); Он Дух Сына (Гал. 4, 6), как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий со Отцом и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо. Приятие Истины есть вместе приятие Святаго Духа: потому-то Всесвятая Истина возвещает о себе, что Она пошлет Святаго Духа от Отца ученикам Своим. Естественно там присутствовать Святому Духу Истины, где действует Святая Истина, и печатлеть ея действия. Равным образом, где действует Святый Дух, там бывает обильнейшее явление истины, как и Господь сказал ученикам Своим: Егда приидет Он, Дух Истины, наставит вы на всяку Истину (Ин. 16, 13). Изображая чудное отношение Божественного Слова к Божественному Духу, Господь сказал о Духе: Он Мя прославит, яко от Моего приемлет и возвестит вам. Вся, елика имать Отец, Моя суть (Ин. 16, 14-15). Дух возвещает и являет человекам соестественного Ему Сына, Дух, привлеченный человеками верою в Сына, соестественного Духу. Истинного Христианина Святый Дух зиждет духовно и преобразует в жилище Божие (Ефес. 2, 22); Он во внутреннем человеке изображает и вселяет Христа (Еф. 3, 16-17); Он усыновляет человеков Богу, соделывая их подобными Христу, водворяя в них свойства Христовы (Ин. 14, 6). Таковые сыны Божии в молитвах своих относятся к Богу, как к Отцу: потому что Дух Святый вполне явно и ощутительно свидетельствует духу обновленного Им человека (Рим. 8, 16) о соединении этого человека с Богом, о усыновлении его Богу. Понеже есте сынове, говорит Апостол, посла Бог Дух Сына своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче (Гал. 4, 6). Таковые-то поклонники признаются истинными поклонниками Бога! таковых-то поклонников, покланяющихся Богу Духом и Истиною, ищет и приемлет Бог. Вне истинного Христианства нет ни Богопознания, ни Богослужения.

Никто-же приидет ко Отцу, токмо Мною, сказал Господь. Для того, кто не верует в Господа Иисуса Христа, нет Бога: всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать (1 Ин. 2, 23); иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3, 36). Невозможно приступить к Богу, невозможно войти в какое бы то ни было общение с Богом иначе, как при посредстве Господа нашего Иисуса Христа, единого посредника и ходатая, единого средства к общению между Богом и человеками! Нет истинного познания Господа Иисуса Христа, без посредства Святаго Духа! Никто же может, сказал Апостол, рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3). Аще кто Духа Христова не имать, сей несть Христов (Рим. 8, 9). Вне христианства нет добродетели, достойной неба! «Благое, сказал Преподобный Марк подвижник, не может быть ни веруемо, ни действуемо, как только о Христе Иисусе и Святом Духе» [2]. Недостойны Бога естественные добрые дела человеческие, истекающие из падшего нашего естества, в котором добро смешано со злом, по большей части едва приметно во множестве зла. Падшее естество способно исключительно к злу, как сам Бог засвидетельствовал: прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его (Быт. 8, 21). Вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим (Лк. 11, 13). Такока цена пред Евангелием и Богом естественной доброты человеческой и действий, из нея истекающих. Тщетно прославляет падшее естество свои громкие и великие добрые дела! Такое самохвальство есть свидетельство ужасной слепоты! Такое самохвальство есть невольное обличение качества громких дел человеческих, возбуждаемых и питаемых тщеславием. Воня гордыни, которую издают из себя эти гробы повапленные, мерзостна Богу: благоприятен Ему фимиам смирения.

По этой причине Господь заповедал падшему и слепотствующему человечеству, не сознающему своего горестного падения, напротив того видящему в нем какое-то великолепное торжество, ищущему развить это торжество, заповедал отречение от естества. Для спасения нашего необходимо отречение от греха! Но грех столько усвоился нам, что обратился в естество, в самую душу нашу. Для отречения от греха, сделалось существенно нужным полное отречение от падшего естества, отречение от души (Матѳ. 10, 39) — отречение не только от явных злых дел, но и от многоуважаемых и прославляемых миром добрых дел ветхого человека; существенно нужно заменить свой образ мыслей разумом Христовым, а деятельность по влечению чувств и по указанию плотского мудрования тщательным исполнением заповедей Христовых. Аще вы пребудете в словеси Моем, сказал Господь, воистину ученицы Мои будете. И уразуместе Истину, и Истина свободит вы (Ин. 8, 31-32). Замечательные и глубокие слова! Прямое последствие, вытекающее из них, заключается в том, что грех содержит человека в порабощении единственно посредством неправильных и ложных понятий. Равным образом очевидно, что пагубная неправильность этих понятий и состоит именно в признании добром того, что в сущности не есть добро, и в непризнании злом того, что в сущности есть убийственное зло.

Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает (Ин. 8, 43), сказал Господь. Братия! Смиримся пред Господом Богом нашим! В противоположность ожесточенным Иудеям, отвергшим и Господа и Его учение, окажем повиновение Господу покорностию Всесвятому и Спасительному учению Его! Отложим образ мыслей, доставляемый нам падшим естеством нашим и враждебным Богу миром! усвоим себе образ мыслей, предлагаемый нам Господом в Его Святом Евангелии! последуем Истине, и наследуем Истину. Истина освобождает человеческий ум от невидимых уз заблуждения, которыми оковал его грех. Этого мало: Всесильная Истина, доставив духовную свободу уму, обновив, оживив его жизнью свыше — Словом Божиим — выводит его на путь заповедей Христовых, и путь неправды отставляет от него (Пс. 118, 29). Душа, оживленная Истиною, воспевает вместе с вдохновенным Пророком: Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое. Законоположи мне Господи путь оправданий Твоих, и взыщу и выну: вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим (Пс. 118, 32-34). Такая душа непременно соделывается причастницею Святаго Духа, который не может не присутствовать там, где присутствует и владычествует Божественная Истина, который в таинственном Своем совете со Всесвятою Истиною вещает о Себе так: Причастник Аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя (Пс. 118, 63) [3].

Человек доколе пребывает в падшем естестве своем, дотоле погружен во мрак глубочайшего неведения: он не ведает, как должно молиться, и не ведает, о чем ему должно молиться (Рим. 8, 26); он вполне неспособен к служению Богу [4]. Одна живая вера во Христа доставляет познание Истины; эта живая вера, выражаемая исполнением заповедей Христовых, привлекает в сердце верующего благодать Святаго Духа, как и Боговдохновенный Пророк сказал: привлекох Дух, яко заповедей Твоих желах (Пс. 118, 131). Один истинный Христианин, Христианин верою и делами, может быть истинным поклонником Бога, поклонящимся и служащим Богу, как Отцу, Духом и Истиною. Аминь.

Произнесена в церкви св. Варвары 20 Апреля.

Примечания:
[1] Поучение написано рукою Еп. Игнатия, чернилами. В конце рукописи приписано карандашом и другим почерком: «Владыки нашего Игнатия Брянчанинова».
[2] Добротолюбие, ч. 1. О Законе духовном. гл. 2.
[3] Там же.
[4] По объяснению преп. Пимена Великого.

Поучение в неделю о Самаряныне. Преосвященнейшего Епископа Игнатия (Брянчанинова). // Журнал «Богословский Вестник», издаваемый Московскою Духовною Академиею. — Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. — 1914. — Том II. — Май. — С. 1-5.

Источник: slovo.russportal.ru


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Фотогалерея
Полезно почитать

Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Иго-то Христово легко есть, а теории Маркса-Энгельса не подъемно тяжелы: Будем встречать за Уралом новых героев

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100