НЕ ГЕНОЦИД ЕВРЕЕВ, А ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА МАЛОРОССИЙСКОГО НАРОДА
По информации ресурса «Русская линия», архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) призвал свою паству к покаянию за массовый геноцид евреев во времена гетмана Украины Богдана Хмельницкого - «дабы подобное никогда больше не повторилось»:
«Освободительная всенародная война против многовекового польского экономического, национального и религиозного гнета, увы, сопровождалась изощренным пролитием крови сотен тысяч евреев: стариков, отцов, матерей, младенцев и детей. Жить дозволялось только "выкрестам" - иудеям, принявшим под угрозой смерти Православие. Умань, Тульчин, Брацлав, Немиров - лишь малая часть городов, где совершалось массовое истребление наших соотечественников - евреев. Пусть же память об этих невинных жертвах пребудет в вечной памяти Божией!» - призвал архиепископ Ионафан.
Данное сообщение мы попросили прокомментировать известного историка и исследователя Малой Руси Владимира Дубового.
Конец XVI - начало XVII вв. в истории Малой Руси запечатлены как трагическое время геноцида русского православного народа со стороны польских католиков. В 1595 г. стараниями иезуитов большая часть малороссийского православного епископата была совращена в унию с Римом. На отвергнувший унию народ и духовенство начались правительственные гонения со стороны Речи Посполитой.
«Трудно изобразить все жестокости, какие поляки дозволяли себе делать против Православия, – пишет святитель Филарет Черниговский, – не оставалось позорного имени, которым не клеймили бы публично православных. Теперь веру их называли не только „холопской“ верой, но верой „арианской“, „собачьей“».
Украина и Белоруссия именовались «странами неверных», туда отправлялись для проповеди толпы латинских лжемиссионеров, которые прельщениями, угрозами, а часто и унижениями воздействовали на верующих. Местные власти всячески содействовали им и принуждали народ обращаться в унию или принимать католичество.
Православных священников били плетьми, сажали в тюрьмы, морили голодом, натравливали на них собак, рубили им пальцы, ломали руки и ноги, а кто и после этого не хотел принимать унии, – тех выгоняли из домов, и никто не смел приютить изгнанников и их семейства. На монастыри днем нападали, грабили и жгли их, монахов терзали, часто убивали. Жители в ужасе бежали на могилы своих отцов и дедов и со слезами взывали к ним: «Блаженны вы, умершие в Православии!»
К великому сожалению, в геноциде малороссийского народа активное участие принимали и польские иудеи. Они всячески глумились и кощунствовали над святое святых русского народа – Православной Верой.
Святитель Георгий Конисский в своем фундаментальном историческом труде «История Русов» сообщает следующие детали физического и религиозного геноцида: «Наконец, ограбив все храмы благочестивые русские, отдали их в аренду жидам, а утварь церковную, как то: потиры, дискосы, ризы, стихари и все другие вещи распродали и пропили тем же жидам, кои из серебра церковного поделали себе посуду и убранство, а ризы и стихари перешили на исподницы жидовкам, а сии тем перед христианами хвастались, показывая нагрудники и исподницы, на коих видны знаки нашитых крестов, ими сорванных. Таким образом, Малороссия была доведена поляками до последнего изнеможения». Иудеи так же получили от поляков ключи от православных храмов и за каждую требу установили налог. Чтобы совершить молебен или панихиду, не говоря уже о прочих Богослужениях, староста православного храма должен был идти к иудеям, заплатить им налог. После этого они давали ему ключ, вдоволь поглумившись над Православием. После окончания требы, староста возвращал ключи иудеям».
Все это вызвало справедливую волну народного гнева и негодования. Казаки не раз поднимали восстания, уничтожая кровавых оккупантов, их приспешников и пособников. Всякий раз эти восстания подавлялись массовыми казнями и расправами, в которых палачи не щадили ни детей, ни женщин, ни стариков.
Последнее народное освободительное восстание поднял русский национальный герой гетман Богдан Хмельницкий. Ему удалось освободить Малую Русь от польского ига. Естественно при этом не обошлось без жертв среди оккупационных сил. В первую очередь казаки уничтожали ляхов, но досталось и иудеям. При этом казаки не зверствовали подобно полякам.
В словах архиепископа Иоанофана содержится историческая неправда. Казаки щадили тех иудеев, которые не были замечены в кощунстве и глумлении над Православной Верой и издевательстве над народом. Заплатив контрибуцию, они с миром были отпущены в Польшу.
Некоторое число бежавших с Малой Руси кощунников погибло во время взятия города Бар казачьим корпусом под командованием выдающегося атамана Максима Кривоноса. Также была повреждена синагога во время осады Львова.
В целом же здесь нельзя говорить о каком-то целенаправленном геноциде евреев. Имела место национально освободительная война малороссийского народа против оккупантов. Не его вина, что некоторые иудеи оказались сотрудниками оккупационных польских сил и кощунствовали над Православной Верой и святынями народа. В данном случае скорее стоит ставить вопрос о покаянии поляков и иудеев за геноцид народа Малой Руси и за глумление над Православием.
<-назад в раздел