Суббота, 16 Февраля 2019 г.
Духовная мудрость

Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии
Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии

Оптинский старец Амвросий о соборности
Ни одно важное дело нельзя совершать вместе с неверующим человеком. Через него будет действовать темная сила и все доброе дело разрушит.
Оптинский старец Амвросий о соборности

Свт.Игнатий об апостасии
К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно и понимать его. Это – попущение Свыше, которого мы понять не можем.
Свт. Игнатий об апостасии

Прав. Иоанн Кронштадтский о войне
Чтобы заслужить небесную помощь в тяжелых обстоятельствах Отечества, нужна твердая вера в Божественную помощь, а главное – покаяние в грехах, вызвавших гнев Божий на Россию, исправление нравов.
Прав. Иоанн Кронштадтский

Митр. Иоанн об истинной любви
<Евангельская> любовь... не терпит никаких посягательств на истины веры,.. не имеет ничего общего с теми лукавыми отговорками, которые используют экуменисты для прикрытия своих неблаговидных целей.
Митр. Иоанн (Снычев)

В кулуарах

Дипломатия или предательство?: О последствиях замалчивания церковными представителями украинской и других проблем
...Никогда ещё в истории «благоразумное молчание» там, где нужно было ясное и отрезвляющее слово, не приводило к умиротворению вражды. Напротив – это молчание бунтовщиками всегда воспринималось как признак слабости и сигнал к новым атакам, а сомневающимися – как знак согласия Церкви с совершающимися...

Народная песня – источник русскости: Беседа с преподавателем епархиальных курсов С.Ф. Тухленковым о музыке и духовности
...Зачем нам нужен фольклор? Сейчас, в отсутствии традиционного жизненного уклада, главная его функция – это красота, понять и насладиться красотой нашего народа. Это питательная среда той народной силы, которая позволяла и до сих пор позволяет нашему народу преодолевать все трудности. Обогащение красотой...

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
05.12.2018
Возрождение Русского духа, казачества, через него – Монархии: Беседа с о. Василием Извековым, племянником патриарха Пимена (+ВИДЕО)

2018-12-05_001214.jpg
Рубрику «Год Царской Голгофы» продолжает беседа со свидетелем и преемником уникального опыта Церкви исповеднической, хранившей и возжигавшей пламень веры в эпоху безбожного гнета, племянником четырнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Пимена (1971–1990) протоиереем Василием Извековым.
 

– Батюшка, расскажите, пожалуйста, о Вашем жизненном пути, служении в Церкви.

– Мои родители и родственники были верующие и воспитали меня так. В ноябре этого года исполняется 40 лет, как я служу в священном сане. С 1972 года в Троице-Сергиевой лавре я учился и нес послушания, а до этого небольшое время прожил в горах Абхазии, чтобы укрепиться в вере, посмотреть, поучиться у старцев молитве.
 
– А кто там тогда и как подвизался?

– Был монах из Глинской пустыни, другой – из Почаевской лавры, а третий тогда был послушником, но впоследствии его постриг совершал нынешний Патриарх Грузинский Илия II. Суеты там никакой не было, как и праздности. Каждый был при своих послушаниях и молитве. Если ты не трудишься, то должен молиться, и наоборот. К тому же еще ночная общая молитва. Света там, конечно, не было, хлеба тоже. Для меня было все это непривычно, но впечатления, опыт – остались на всю жизнь.
 
– И тем не менее Вы решили вернуться в мир и стать приходским священником?

– Тяга к монастырю у меня всегда была, но по жизни получилось, что я женился. Слава Богу за все, конечно. Да, тогда я вернулся, поступил дальше учиться, но уже не светское образование получал, а духовное. Потом я ездил послушаться в Псково-Печерский монастырь, духовным отцом моим был схиигумен Савва (Остапенко), затем – архимандрит Адриан (Кирсанов). А в лавре я, конечно, общался со старцами Кириллом (Павловым) и Наумом (Байбородиным), а также Серафимом (Шинкаревым).
 
– О последнем мало что известно, можете рассказать?

– Это удивительной любви подвижник. Он был в монастырях еще до революции, а в 1946 году пришел во вновь открывшуюся лавру. Батюшка с пышной бородой, добрейшими глазами и благодатной душой. Враги спасения его особо ненавидели, и они так подстроили, что накануне Троицкой – престольной – службы не было другого, кто бы смог забраться на лестницу протереть паникадило, – пришлось это делать отцу Серафиму. Лестница под ним пошатнулась, он упал, повредил позвоночник и уже до конца своих дней ходил сгорбленный, но всегда, вопреки болям, всех принимал, карманы были полные конфет для детей – всем дарил любовь и утешение. Многие знали, что он прозорливый, все видит. Старец говорил: если не даст нам Бог покаяние – будет конец всему, мир на волоске висит. Почил он в возрасте чуть больше 90 лет, в 1979 году.

Духовная школа в лавре была серьезная. Братия практически все были из оставшихся в живых фронтовиков, давших слово посвятить себя Богу. Как они молились и сколько трудов понесли – представить невозможно, ведь лавра возрождалась тогда с одной-единственной колокольни, остальное Церкви не принадлежало.
 
– В этот период, получается, и настоятельствовал Ваш дядя, будущий Патриарх Пимен? Расскажите, пожалуйста, о нем.

– Да, после наместничества в Псково-Печерском монастыре отец Пимен был переведен в Троице-Сергиеву лавру (1954–1957 гг.), где провел огромную работу по восстановлению внутренней и внешней жизни обители. При нем в трапезном храме были построены два новых придела – во имя святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. После лавры Патриарх Алексий I и Священный Синод возвели архимандрита Пимена в архиерейский сан, а в 1970 году он стал Патриархом. Это, конечно, величайшей духовности пастырь, и то время, в которое он жил и служил Церкви, было труднейшим.
 
казачество1.jpg 
Иеромонах Пимен на этюде
П.Д. Корина к картине 
«Русь уходящая», 1935 год
 
Родился он в 1910 году. С младенчества был в храме, пел на клиросе, иподиаконствовал архиереям. Однажды в Богоявленском соборе Богородска состоялась сакральная встреча трех Русских Патриархов – только что избранного Тихона (Белавина), последующего за ним – Сергия (Страгородского) и Святейшего Пимена, тогда 8-летнего отрока Сергия.

Дядя был стройный, высокий, знакомства с девицами избегал, характер был с детства подвижнический. В 15 лет он уже принял иночество (постриг в рясофор) с именем Платон, а в 17 – постриг в мантию, став монахом Пименом. Он прекрасно пел, овладел мастерством вокального и регентского искусства и был назначен управлять церковными хорами в московских храмах. А это были, мы помним, какие годы – братоубийственная гражданская война, голод, борьба с Церковью через обновленцев и прочие испытания от врагов Веры, Царя и Отечества. Иеромонахом отец Пимен стал в 1931 году и служил сначала в столице, потом – в Муроме, Одессе, Ростове и дальше – как я уже сказал.
Вообще, род Извековых – дворянский, известный со времен князя Ярослава Владимирского, отца благоверного князя Александра Невского. При благочестивом Царе Иоанне Васильевиче Грозном Извековы уже были известны и занимали активную позицию в государственной жизни. Царь Мученик Павел I пожаловал им благородное дворянство, и они в течение 500 лет служили России. Были писатели, ректоры, двух Извековых, благочинных Кремлевского собора, впоследствии расстреляли, еще один пострадал в Бутово. Отец дяди происходил из обедневших дворян, работал на фабрике, занимался станками, смастерил огромное высокохудожественное паникадило с 365 лампадками и светящимися в стекле иконами для Тихвинского храма, которое, конечно, потом уничтожили.

казачество2.jpg 
«За Веру, Царя и Отечество»
Худ. Д. Шмарин
  
– Какое в условиях тогдашних страшных гонений было отношение у отцов, пастырей и архипастырей Церкви, к поругаемым Вере, Царю и Отечеству?

– Исповедническое! Они были непримиримы к ересям, расколам, обновленчеству. В то время, когда была подписана известная декларация, отец Пимен, став иеромонахом, был как бы на покое и только регентовал на службах, пока Патриарх Сергий не отошел в вечность. Позицию сергианства он не принял, хотя и близко общался с архиереями. И потом, мы все знаем завещание Патриарха Пимена: чтить наш церковнославянский язык, святоотеческий календарь и не признавать «восьмой вселенский собор», если таковой состоится.

2018-12-05_005645.jpg

Открыто, как сейчас, о многих вещах тогда не говорилось, но делалось все для того, чтобы как можно больше, исходя из сложной обстановки, укрепить Православие, Россию, сохранить то, что осталось. 

А к Царю – какое еще могло быть отношение, если сказано, мы знаем, митрополитом Владимиром Киевским, будущим священномучеником: «Священник-немонархист недостоин стоять у престола»? И Патриарх Тихон говорил, что после убийства Царя у нас Церковь – плачущая, и постановил ежегодно, в день Воздвижения Животворящего Креста Господня, проводить чины покаяния и молебны о возрождении Монархии. Отец Пимен, конечно, следовал этому святоотеческому курсу, но все настолько непросто было... Ведь и в тюрьме он не один раз сидел за свои взгляды. (Первый арест – в апреле 1932 г.; затем – в 1937 г. приговорен к принудительным работам на строительстве канала Москва-Волга, пребывал в Дмитлаге; 1938 г. – выслан в Узбекистан; 1945 г. – новый арест, доставлен по этапу в Воркуто-Печорский лагерь (Воркутлаг), в сентябре 1945 г. освобожден по амнистии, что фактически спасло ему жизнь, т. к. на тот момент иеромонах Пимен был болен туберкулезом позвоночника и в лагере бы не выжил. – Примеч. ред.). А сколько он с теми людьми общался, которые стали Новомучениками и Исповедниками! И, как я уже сказал, в лавре он устроил приделы в трапезном храме в честь именно тех святых, прославление которых самым непосредственным образом связано с Царем Мучеником Николаем II.

2018-12-05_005323.jpg

Конечно, в те времена были и отступники среди архиереев, обновленцы, экуменисты, но основная часть наших отцов – исповедники. И зная какие-то прискорбные факты, связанные со священноначалием Церкви, не надо забывать, что спасают не Патриархи или митрополиты, а Христос, Он – Глава.
 
– Какое у нас сейчас время, батюшка? Над чем Вы трудитесь? Слышала, что у Вас находят духовное окормление представители казачества...

– Как прежде было непросто, так и сегодня. Каждому периоду – свои испытания, искушения, своя Голгофа. А с креста не сходят – с него снимают, другого пути нет… Мы видим, что сейчас на Украине затевается. Это уже касается нас, и то ли еще будет.

Да, с Божией помощью, стараемся исполнять послушание по возрождению Русского духа, казачества, через него – Монархии. На то есть благословение самих Царственных Мучеников. Зимой 1917 года на праздник святителя Николая Царскую Семью в ссылке посетили несколько человек – казаков, черносотенцев, простых мирян – они спрашивали Царя, как дальше быть. И вот, Царская Чета благословила их иконой Николая Угодника на возрождение Монархии. И впоследствии наши старцы на это тоже благословляли и благословляют. Просто сейчас многие из них скрыты от народа, тайные подвижники и подвижницы, но они всегда есть в Церкви и все по их слову делается. Проблема, скорее, в оскудении послушников, кто ищет волю Божию исполнять, а не свою.
 
казачество3.jpg 
 
Да, сегодня время не легче, чем раньше, общество болеет, все болеют… Но мы стараемся молиться, общаться, ездить, встречаться. К нам приезжают и духовенство, и казаки из разных войск – Донского, Оренбургского, Кубанского, Терского. Казачество должно начинаться со святого Евангелия, с богослужения, воцерковления – у каждого воина, чтобы был один фундамент и не было искусственных разделений, которые всегда стараются учинить враги: красные против белых, реестровые против вольных и проч. Мы сугубо молимся Божией Матери, нашей Державной Заступнице, присягаем перед Ней в верности Богу, Царю и Отечеству, выполняем каждый свое послушание, какое требуется, на благо Родины.

Время тяжелое… Но и при Сергии Радонежском было непросто. До Куликовской битвы преподобный несколько лет сам ходил с князьями договариваться, вразумлять, наставлять в единстве, увещевал объединиться под одно войско Московское. Было ведь, что и князья поддерживали монголо-татар, спонсируемых хозяевами купцов-разведчиков. Но основная проблема, как тогда, так и сейчас, – в нашем разобщении. Вот, Господь нас через скорби и учит объединяться. Он лучше знает, как нам полезно.
 
– Исходя из нашего сегодняшнего положения, как могут развиваться события в ближайшее время?

– Мы уже близки к концу египетского плена, если проводить аналогии с Ветхим Заветом. Моисей вывел народ. Бог сказал: «Идите, вот вам новая земля». Некоторые люди отказались, ответили: «Мы не пойдем». Тогда Господь сказал: «За непослушание вы не войдете в новую землю». 40 лет Он водил, и в итоге никто из старого поколения не вошел, только новое. Нам после 70-летнего плена безбожия была дана возможность прийти в «землю обетованную», а мы снова погнались за «измами». Так вот, 40 лет скоро закончатся. Мы помним, что Царь Николай подчеркнул в Библии строчки о том, что к власти придут молодые – отроки и младенцы. «Измы» скоро все кончатся, нравится нам это или нет. Епитимья, действующая до четвертого поколения, заканчивается.

казачество4.jpg  
У памятника святым Царским Детям на Ганиной яме

Поэтому сейчас и основной удар – по детям, стараются с рождения растлить и всячески закабалить человека; но Господь приведет в чувства, и Он знает, как. Только нельзя допустить междоусобную брань – гражданскую войну, потому что сказано: если прольется братская кровь, то она породит еще кровь. Если на нас нападут, то мы обязаны защищаться, а внутри, между собой – ни в коем случае не должно быть конфликтов; их надо загасить, потому что определенные лица знают, что это такое.
 
Получается, главная практическая задача сегодня – воспитание. Закладывать в народ, особенно в детей, Евангелие и жития святых – святителей Димитрия Ростовского и Макария, духовника Иоанна Грозного, как раньше и было в благочестивых семьях. Сейчас много всего извратили, урезали, но Дух Святый дышит, где хочет, и будем надеяться, когда надо будет, Он через сохраненные источники письменные, печатные или устные вновь проявится, неискаженный, и совершит Свое дело в нас. Главное – уготовать Ему почву: трезвением, молитвой, покаянием, жертвенностью. Господь в нужное время призовет, восставит и выведет. Но без Голгофы спасения все равно не будет. В Царство Небесное просто так не попадешь.

Беседовала Анастасия Державина
 
Свято-Никольский кадетский корпус Свято-Алексиевской Пустыни

За Святую Русь помолюсь:
Чтобы Божью нить пробудить,
Чтобы Русский Дух не потух,
Чтобы Русский глас не угас,
Чтобы Русский стих не утих,
Чтобы Русский храм не был в срам,
Чтобы Русский люд не был в блуд,
Чтобы Русских дев плыл напев,
Чтобы Русских рек лился бег,
Чтобы Русский лес не исчез,
Чтобы Русский хлеб спел и креп,
Чтобы Русский Крест звал окрест,
Чтобы Русский щит не был бит,
Чтобы Русский меч спас от сеч,
Чтобы Русских рать – не объять,
Чтобы Русский царь был, как встарь,
Чтобы Русь вела (прочь) от вина,
Чтобы Русь росла, как сосна,
Чтобы Русь не пала в грусть,
Чтобы Русь поднялась – молюсь!



__________________
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. по теме:


Хранитель церковных канонов и традиций: Памяти патриарха Московского и всея Руси Пимена







Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Возможно ли Крещение вне Православия?: Согласие Святых Отцов до Карфагенского Собора 256 года и ересь «крещального богословия»

Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических,...


Православную культуру – в школу!: Обращение участников Рождественских чтений к министру О.Ю. Васильевой

...Считаем, что изучение духовной культуры своего народа, «оснований своей религии» (К.Д. Ушинский) является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе, исторической традицией российского образования, русской школы, насильственно прерванной после катастрофы 1917...


Взять человечество под контроль с целью его уничтожения: Проф. Катасонов о деятельности Римского клуба и Комитета 300

В 2018 году Римскому клубу исполнилось полвека со времени его учреждения по инициативе и на средства Дэвида Рокфеллера, одного из «хозяев денег», который ушел из жизни на 102-м году в марте 2017 года. Основная задача, которая была поставлена перед клубом, - «научно» обосновать политику депопуляции Земли....


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться Церкви и противостоять глобализации: Беседа со схиархим. Кенсорином и духовными чадами его и иг. Бориса (Храмцова)

Многие духовные люди отмечают, что наше время – лукавое: посреди различных соблазнов и искушений трудно не уклониться со спасительного пути. Поэтому так ценно простое, но опытное слово современных подвижников. Милостью Божией нам удалось пообщаться с известным духовником, учеником Валаамских старцев...


Царский год – итоги и надежды: Ответы духовенства и мирян о 100-летии Русской Голгофы

Новогодний опрос мы решили сделать традиционным и на сей раз предложили нашим уважаемым респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания»…


Преодолеть постсоветский синдром идеи революции: Беседа с М.Б. Смолиным об Имперском возрождении России

...Имперское возрождение для России – это прежде всего выход из современного постсоветского состояния РФ. Это выбор государственного пути для нашего дальнейшего развития, когда мы находимся между либеральным и социалистическим соблазнами западнического развития для нашей Родины...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100