«Тайна сия велика есть...» (Еф. 5: 32). «Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей», - указывает святитель Филарет и начинает пояснения о браке с момента сотворения Создателем человека.
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сделаю ему помощника, соответственного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку» (Быт. 2: 18,22).
«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей: и будут [два] одна плоть» (Быт. 2: 24).
«Сей закон произнес Адам тотчас по сотворении жены, конечно - не без Духа Божия, ибо на сей самый закон, как на коренное учреждение брака, указует Сам Спаситель (Мф. 19: 5)».
«Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5: 32).
«Отсюда мудрость Православной Церкви заключается в том, что она для всех христиан совершенным понимает один брак. Второй брак допускает по снисхождению к немощи человеческой, а третий допускает неохотно, с епитимией, как не свободный от греха, отвращая сим несовершенным делом большее зло - любодеяние вне брака. Посему совершенно справедливо, чтобы брак священника был один брак...».
«Важен супружеский союз: ему вверено Богом продолжение бытия рода человеческого».
«Господь заповедью - "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт. 1: 28) – вверил людям как бы продолжение Своего творческого действия», - указывает пастырь добрый и восклицает: «Какой великий дар!» В Адаме этот дар и это благословение получил весь род человеческий».
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 27).
«Творческое слово “плодитесь и размножайтесь” насадило в Адаме способность рождать благословенных чад и передавать им в наследие образ Божий, по которому он сотворен...».
«Супружество и звание родителей не суть такие предметы, которые бы можно ненаказанно передавать в жертву страстям и в игралище легкомыслию, и что желающие иметь достойных детей благоразумно поступят, если предварительно самих себя сделают достойными родителями».
«Запрещаются мысли и желания сладострастные или внутреннее прелюбодеяние», не упоминая уже о той «мерзости, о которой апостол Павел советует и не говорить христианам (Еф. 5: 3), - прелюбодействе, когда находящиеся в супружестве беззаконно обращают супружескую любовь к посторонним... Когда запрещается грех любодейства, то чрез сие предписывается супружеская любовь и верность».
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф. 5: 25). «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5: 22-23).
«Жена, - пишет святитель, - созидается из ребра человека для того: а) дабы жена всегда была близка к сердцу мужа, д) дабы она естественно расположена была к послушанию и покорности ему, будучи его как бы часть, в) дабы облегчить взаимное сообщение мыслей, чувствований, совершенств и соделать род человеческий единым телом, и чтобы потому человеки естественно склонны были любить и беречь друг друга».
«Жена в Совете Божием называется помощником мужа (Быт. 2: 18), этим показывается её назначение вспомоществовать ему: а) в рождении и воспитании детей; б) во всех нуждах, относящихся к о временной жизни; в) ближайшего ему служения (1 Кор. 11: 9), всегдашнего с ним собеседования и неразлучного сожития».
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 4-8).
«Общее правило - пекись о детях - не требует долгого учения и многих доводов».
«И как сильно подкрепляет он сию заповедь! “ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” (Мф. 18: 10), то есть Ангелы служат хранителями детей, следственно, имеют к ним внимание, заботятся о них, уважают их: как же вам оставлять их без попечения, без внимания, в пренебрежении? - говорит святитель. - Душа младенца, крещением очищенная, произвольными грехами неоскверненная, своей невинностью, простотой, незлобием представляет некоторую содружность естеству ангельскому, и потому не только не поставляет преград приближению Ангела Хранителя, но, может быть, и привлекает его. И кто же посылает Ангелов к младенцам человеческим? Кто, как не Сам Творец Ангелов и человеков? Не показывает ли Господь Своею заботой о младенцах пример родителям в попечении о детях!?»
«Кроме обязанности попечения и заботы о детях, - напоминает святой Филарет, - на родителях лежит ещё и обязанность бдительно надзирать над ними».
«Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притч. 19: 18).
«Наказывай, - объясняет святитель Филарет, - значит: учи, давай полезные наставления; но и также собственно: наказывай за проступки. Но положен при этом и предел суровости наставления и строгости наказания: не действуй с досадой и раздражением, и не возбуждай досады и раздражения... Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением».
«Нагибай выю его в юности и сокрушай рёбра его, доколе оно (дитя) молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его» (Сир. 30: 9, 12-13).
«Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими» (Сир. 30: 9-10).
«Из того, что в ветхозаветном учении о воспитании видно более строгости, а в евангельском - более свободолюбивой кротости, естественно рождается вопрос: должно ли следовать исключительно последнему и совсем отложить первое?», - вопрошает святитель и обращает нас к словам святого апостола Павла: «“Ещё скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного” (Гал. 4: 1-2). Видите, он говорит о строгом воспитании, как не предосудительном, обыкновенном и должном. Это тем более примечательно, что он строгое воспитание представляет образом того, как Бог воспитывает человечество. Это непосредственно видно из следующих слов: “Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира” (Гал. 4: 3)... Следовательно, по мере возраста и образования должно давать детям свободу», - подчеркивает святой Филарет.
«Итак, - говорит святитель, - надобно вести детей от ограничения свободы к расширению её. Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда направится далее с своим желанием поступления вперед и возрастающего удовлетворения? Не будет ли он в искушении поколебать справедливые пределы разумной и законной свободы?»
«Истина религиозная и нравственная - суть лучи одного света: где первая смешана с заблуждением, там не чиста и последняя».
«ВОСПИТЫВАЙТЕ... В УЧЕНИИ И НАСТАВЛЕНИИ ГОСПОДНЕМ»(Еф. 6: 4)
«Худой гражданин, - говорит святитель, - и для Небесного Царства не годен. В книге Бытия можно найти слова Господа о том, что благословен тот, кто "заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд" (Быт. 18: 19). То есть - заповедай сынам своим сохранять пути Господни, - поясняет святитель, - творить правду и суд, или давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразно с законом Божиим... Благочестие является основанием и душой воспитания».
«Благоразумны и должны быть счастливы те родители христианские, а также руководители детей христианских, которые стараются сколь можно рано преподать детям простые, но чистые и светлые понятия о Боге и Христе...», - говорит святой Филарет. При этом он не требует обучать в семье малых детей догматам и канонам. Но советует действовать своим собственным примером и применяться к возрасту: «Предлагайте простое словесное молоко младенцу природы и благодати».
«Поэтому не лишним будет напоминать родителям и воспитателям детей апостольское наставление: “воспитывайте их в учении и наставлении Господнем” (Еф. 6: 4), то есть словом и делом руководствуйте детей к жизни благочестивой и честной по учению Христа...»
«Отдадим долг уважения знанию и учености. Скажем, если угодно, что люди, обладающие глубокими познаниями о предметах природы, человечества и общества человеческого, суть очи народа...»
«Но если благочестие в самой душе воспитываемого не положится на основание мирских учений, то они не будут истинно основательны; учения неосновательные не благоустрояют жизни, между тем обыкновенно надмевают...» Святитель напоминает: «Начало мудрости - страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения;] (Притч. 1: 7)».
«Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20: 12).
«Итак, - назидает он, - родители должны благословлять детей своих любящим сердцем и стараться возвысить силу своего естественного благословения, привлекая благочестием и верой силу благодатную. Дети! Дорожите благословением родителей тысячекратно более, нежели прочим наследством, ибо через оное по вере можете получить благословение Отца, “от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле” (Еф. 3: 15). “Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей” (Сир. 3: 8-9)».
«Семейство древнее государства. Человек, супруг, супруга, отец, сын, матерь, дщерь и свойственные сим наименованиям должности и добродетели существовали прежде, нежели семейство разрослось в народ и образовалось государство. Посему жизнь семейственная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом корень дерева. Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, надобно, чтобы корень был крепок и приносил дереву чистый сок. Так, чтобы жизнь государственная сильно и правильно развивалась, процветала образованностью, приносила плод общественного благоденствия - для сего надобно, чтобы жизнь семейственная была крепка благословенной любовью супружеской, священной властью родительской, детской почтительностью и послушанием...
Из семейств составляется государство, и члены семейств образуются в члены великого состава государственного... Поэтому, если отцы и начальники семейств, по выражению Апостольскому “свой дом добре правят” (1 Тим. 3: 4),.. таковым действием они совершают и в пользу государства служение, которое благие последствия могут простираться даже до потомства...»
«Неблагословленный брак лишает благословения Божия семейство. Дети узнают, что их родители не уважали законы, и легко приходят к мысли, что и им не нужно уважать закон более, нежели их родители.
Упадок нравственности, начатый родителями, продолжается в детях и далее. Государство состоит из семейств. Расстроенные составные части расстроят и целое. Посему, естественно ожидать от нарушения законов брака и целомудрия тех общественных последствий, какие изображает Пророк: “Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней” (Ос. 4: 2-3). Когда жены римлян готовы были умереть за чистоту супружества, Рим возрастал и укреплялся. Но когда он погрузился в пороки, противные чистоте супружества, он изнемог перед необразованной, но не расстроенной подобными пороками природой варваров, несмотря на то, что обладал почти всей вселенной», - предупреждает святитель Филарет.
«Береги, Россия, и возжигай сильнее твой домашний свет, потому что за пределами твоими, по слову пророческому, тьма покрывает землю, и мрак на языки...».
<-назад в раздел